Жигули (возвышенность). Виды жигулей


2106 - это... Что такое ВАЗ-2106?

У этого термина существуют и другие значения, см. Шестёрка.

ВАЗ-2106

Общие данные

механическая 4-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-2101[2]
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 4,1
1 передача: 3,753
2 передача: 2,303
3 передача: 1,49
4 передача: 1
Задняя передача: 3,867
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг
механическая 4-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-2106[3]
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 4,1
1 передача: 3,242
2 передача: 1,989
3 передача: 1,289
4 передача: 1
Задняя передача: 3,34
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг
механическая 4[4] или 5[5]-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-2105[6]
Тип: механическая
Число ступеней: 4[4] или 5[5]-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 3,9
1 передача: 3,667
2 передача: 2,1
3 передача: 1,361
4 передача: 1
5 передача: 0,801
Задняя передача: 3,53
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг
механическая 4-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-2107[7]
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 3,9
1 передача: 3,667
2 передача: 2,1
3 передача: 1,361
4 передача: 1
Задняя передача: 3,53
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг
механическая 5-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-21074[8]
Тип: механическая
Число ступеней: 5-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 3,9
1 передача: 3,667
2 передача: 2,1
3 передача: 1,361
4 передача: 1
5 передача: 0,82
Задняя передача: 3,53
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 1321 мм
Колея передняя: 1365 мм
Масса: 1045 кг [9]

Динамические

Разгон до 100 км/ч: 17,5 с [10]
Макс. скорость: 152 км/ч [11]

На рынке

Похожие модели: FIAT 124 Speciale, FIAT 125

Другое

Грузоподъёмность: 400 кг (5 пассажиров по 70 кг + 50 кг багажа)
Расход топлива: 7,7/10,5/10,7 л/100 км (с карбюратором «Озон»), 8,0/10,9/12,0 (с карбюратором «Вебер»)[12]
Дизайнер: В.Антипин, В.Степанов и др.

ВАЗ-2106 («Жигули 2106»/«Lada 1600»[13]) — советский и российский заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан, являющийся переоформленной версией ВАЗ-2103 и выпускавшийся Волжским автомобильным заводом с 1976 года. В 1998 году производство было частично перенесено на предприятие «Рослада» в Сызрани, а в 2002 году[14] — на завод «Ижавто» в Ижевске, где и продолжалось вплоть до снятия модели с конвейера в январе 2006 года. Один из самых массовых и популярных отечественных автомобилей [15][16].

История

Разработка ВАЗ-2106 началась специалистами Центра стиля Волжского автозавода в 1974 году как «проект 21031» (по аналогии с только что освоенным в производстве ВАЗ-21011). Требования технического задания на обновление модели 2103 сводились к сокращению использования дорогостоящих хромированных деталей и к модернизации светотехники при минимуме затрат. Экстерьер автомобиля, разработанный в духе времени с использованием чёрных пластиков, был создан В.Антипиным, оригинальные задние фонари — В.Степановым. Изменениям подверглись передняя облицовка, панель задка, бампера, колпаки колёс, боковые указатели поворотов, вентиляционные решётки, заводской знак[17]. Новшества в интерьере затронули обивку и подлокотники дверей; передние сиденья получили регулирующиеся по высоте подголовники. Органы управления дополнили аварийной сигнализацией, подрулевым выключателем омывателя лобового стекла, реостатом освещения панели приборов, а также индикатором низкого уровня тормозной жидкости. Улучшенные комплектации снабжались радиоприёмником, обогревом заднего стекла и красным противотуманным фонарём, крепившимся под задним бампером слева или справа (на экспортных праворульных экземплярах).

Для автомобиля был подготовлен вариант двигателя 2103, у которого по образцу модификации 21011 диаметр цилиндров был увеличен с 76 до 79 мм, что позволило достичь рабочего объёма 1,57 л. Новый длинноходный мотор показал на 12 % больший крутящий момент по сравнению с базовым (причём при существенно меньших оборотах), однако его максимальная мощность по действующим в то время стандартам составила только 78 л.с. вместо расчётных 80-ти в силу ограниченных характеристик системы впуска, которую ради унификации с другими двигателями семейства оставили без изменений. Тем не менее, трансмиссию к новому двигателю всё же адаптировали, сначала создав специальную версию коробки передач, отличающуюся уменьшенными передаточными числами на первых трёх ступенях, а впоследствии комплектуя часть автомобилей редуктором главной пары с передаточным числом, уменьшенным до 3,9. Новый силовой агрегат с минимальными изменениями был использован для готовящейся в то время к производству модели ВАЗ-2121 «Нива»[18].

Подобно ВАЗ-2103, новинку планировалось сопровождать двумя менее мощными модификациями; для кузова уже традиционно предусматривалась возможность исполнения с правым расположением руля. Также стоит отметить, что как и в случае с ВАЗ-21011, по маркетинговым соображениям появление модернизированной версии модели 2103 отнюдь не означало немедленного снятия с производства её предшественницы[19]. В свете этих обстоятельств первоначальное обозначение обновлённого автомобиля как 21031, несмотря на свою бесспорную логичность, выглядело малоперспективным для будущего использования[20] и было заменено на 2106[21]. «Освободившийся» же индекс 21031 был использован для обозначения «настоящей»[22] модификации 2103, укомплектованной новым двигателем (тоже временно обозначавшимся как «ВАЗ-21031») и выпущенной ради получения потребительских отзывов о нём очень небольшой партией (150—200 шт.) летом 1975 г. Отличительной особенностью этих машин была красная или жёлтая окраска головки блока цилиндров двигателя в зависимости от версии установленной коробки передач (соответственно, с прежним рядом передаточных чисел или с адаптированным).

Самый первый автомобиль ВАЗ-2106 был собран на главном конвейере в декабре 1975 г., а массовый выпуск новинки начался на третьей линии конвейера с 21 февраля 1976 г. 28 декабря того же года экземпляр этой модели стал трёхмиллионным автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом, а 3 июня 1978 г. — четырёхмиллионным. 17 мая 1979 г. один из ВАЗ-2106, отправленный в ЧССР, стал миллионным советским автомобилем, поставленным в страны СЭВ.

За время производства в автомобиль неоднократно вносились мелкие изменения. С 1980 г. все «жигули» стали оснащаться карбюратором «Озон» вместо прежнего «Вебера». После снятия с производства модели 2103 на «шестёрках» в течение нескольких лет частично сменился комплект молдингов: поясные элементы снабдили концевыми фиксаторами, вместо хромированных нижних молдингов появились чёрные пластиковые, была исключена из оформления окантовка колёсных арок. Попутно исчезли красные катафоты на задних крыльях, фон заводского знака вместо вишнёвого стал чёрным, было отменено хромирование ободков боковых указателей поворотов, стали устанавливаться задние вентиляционные решётки от ВАЗ-2105. В 1986 г. ВАЗ-2106 получил задние тормоза от 2105, а ещё через год и коробку передач от той же модели. Некоторые упрощения претерпела схема электрооборудования: с 1987 г. встроенные в торцы передних дверей красные фонари были заменены катафотами, а с 1993 г. из схемы было исключено реле мигания контрольной лампы стояночного тормоза. К концу 80-х гг. перестали устанавливаться колпаки колёс и грязезащитные козырьки между кузовом и бамперами, из интерьера постепенно исчезли имитации под «хром» и «дерево», сошли на нет различные цветовые вариации обивки салона. В начале 90-х упразднили хромирование водостоков, чуть позже ради дальнейшего удешевления модели завод даже пытался отказаться от боковых молдингов (такие машины получили в народе название «голых»), однако это «новшество» было встречено крайне неодобрительно и было быстро отменено. Во второй половине 90-х стали устанавливаться инерционные ремни безопасности, рулевое колесо от поздних версий семейства 2105, штатный противотуманный фонарь и опциональные передние электростеклоподъёмники. Экземпляры последних лет выпуска утратили хромировку ободков задних фонарей, очень часто не хромировалась и решётка радиатора. «Ижевские» машины комплектовались передними сидениями от «Иж-2126» («Ода»).

«Шестёрка» довольно долгое время (с 1976 по 1982 г.) оставалась наиболее престижной моделью в гамме «жигулей», заслужив репутацию автомобиля повышенной комфортабельности и надёжности[23]. Очевидно, эти потребительские свойства модели вкупе с её постепенно растущей ценовой доступностью и стали залогом того, что с конца 80-х и вплоть до начала 2000-х гг. она пользовалась стабильным спросом у небогатых слоёв населения даже несмотря на свою очевидную устарелость и ухудшавшееся из года в год качество сборки и комплектующих.

Модификации

Серийные

ВАЗ-21060[24]
Ижевская версия последних лет выпуска с двигателем ВАЗ-21067, отличающимся от базового наличием системы впрыска топлива с каталитическим нейтрализатором, что обеспечивало выполнение норм токсичности Евро-2.
ВАЗ-21061
Двигатель ВАЗ-2103. На части автомобилей для внутреннего рынка была упрощена система охлаждения двигателя — отсутствовал электровентилятор, а крыльчатка устанавливалась непосредственно на торец вала насоса охлаждающей жидкости. В постсоветские годы допускалась заводская комплектация бамперами от ВАЗ-2105. Экспортные экземпляры отличались улучшенной отделкой и мелкими изменениями в схеме электрооборудования, часть таких машин комплектовалась модифицированными бамперами от ВАЗ-2121 со встроенными подфарниками, некоторые автомобили снабжались очистителями и омывателями внешних фар. Поставлялись в Канаду.
ВАЗ-21062
Экспортная версия ВАЗ-2106 с правосторонним расположением органов управления.
ВАЗ-21063
Двигатель ВАЗ-21011 улучшенной комплектации, с датчиком давления масла и с электровентилятором вместо приводимой ремнём крыльчатки (в вариантном исполнении допускался привод ремнём). Эта модификация, выпускавшаяся до 1994 г.[25], оснащалась, в отличие от прочих, системой выпуска отработавших газов с одним резонатором вместо двух. Автомобили поздних лет выпуска могли комплектоваться бамперами от модели 2105.
ВАЗ-21064
Экспортная версия ВАЗ-21061 с правосторонним расположением органов управления.
ВАЗ-21065
Mодернизированная версия с улучшенной комплектацией, выпускавшаяся в 1990—2001[26] гг. От базовой модели отличалась более мощным генератором, пятиступенчатой коробкой передач, редуктором заднего моста с передаточным числом 3.9, бесконтактной системой зажигания, карбюратором «Солекс» (21053-1107010), галогенными фарами, обивкой и подголовниками сидений, а также штатным наличием заднего противотуманного фонаря и электрообогрева заднего стекла. Использовались колёса от ВАЗ-2105, большинство экземпляров комплектовалось алюминиевыми бамперами от той же модели, а часть экспортных машин, как и прежде, оснащалась модифицированными бамперами от ВАЗ-2121.На части автомобилей устанавливались электростеклоподъемники в передних дверях.Комплектация 21065-01 оснащалась двигателем от модели 2103.
ВАЗ-21066
Экспортная версия ВАЗ-21063 с правосторонним расположением органов управления.

Прочие

ВАЗ-2106 «Турист»
Пикап со встроенной в кузов палаткой, созданный по заказу технической дирекции. Проект был отвергнут головной дирекцией завода, а единственный серебристый экземпляр перекрасили в красный цвет и впоследствии использовали в качестве внутризаводской технички. b b
ВАЗ-2106 «Полседьмого»
Одиночный экземпляр, изготовленный по специальному заказу, поступившему от Л.И.Брежнева или кого-то из его окружения после демонстрации опытных ВАЗ-2107 высшему руководству СССР в 1979 г. Помимо экспортных бамперов, отличался сиденьями и решёткой радиатора от 2107, а также доработанным под её установку капотом.
ВАЗ-21068
Носитель агрегатов и узлов периода доводки моторов ВАЗ-2108 и ВАЗ-21083.

ВАЗ-2106 в кино

Интересные факты

  • Двигатель этой модели является самым мощным советским серийным малолитражным автомобильным мотором.
  • Согласно принятой в СССР отраслевой нормали 1966 г. ВАЗ-2106 по сухой массе (до 1049 кг) попадал во II группу малого класса, а по объёму двигателя (от 1500 см³) — в III группу.
  • ВАЗ-2106 был последним массовым советским автомобилем с четырёхфарной системой головного света и последней моделью «жигулей», оснащённой вентиляционными «форточками» и колпаками колёс.
  • В задних фонарях ВАЗ-2106 впервые для советского автопрома были объединены в цельном корпусе секции указателей поворотов, габаритных огней, стоп-сигналов, огней заднего хода и катафотов. В.Антипин также отмечал, что случай, когда на легковом автомобиле оба задних фонаря конструктивно скомбинированы с освещением номерного знака, был на его памяти единственным в мировой практике и заслуживал отдельного патента.
  • По прейскуранту 1986 г. цена ВАЗ-2106 составляла 9100 р., то есть «шестёрка» в то время стоила дороже «Нивы» (9000 р.), несмотря на гораздо большую конструктивную сложность последней. Предположительно это объясняется относительно небольшим спросом на «Ниву» в СССР ввиду её малой вместительности.

В игровой и сувенирной индустрии

Масштабная модель ВАЗ-2106 была выпущена китайскими производителями в сериях Bauer и Автолегенды СССР (выпуск №50 от 4 января 2011 года). Также ВАЗ-2106 в масштабе 1:43 выпускают на базе саратовской модели 2101, существуют некоторые серийные переделки-конверсии (студия ДИК, Кострома).

Примечания

  1. ↑ Указаны массогабаритные и динамические данные на 1981 г. Источники технической информации: заводские инструкции по эксплуатации 1979 и 1989 гг., журнал «За рулём», 1981 г., № 8.
  2. ↑ До 1987 г. штатная КПП для версий с двигателями 2103 и 21011.
  3. ↑ До 1987 г. штатная КПП для версий с двигателем 2106.
  4. ↑ С 1987 г. для всех версий.
  5. ↑ С 1988 г. для части экспортных экземпляров.
  6. ↑ Обозначалась в инструкции по эксплуатации как «ВАЗ-2106-10».
  7. ↑ Выпускается вместо четырёхступенчатой КПП 2105.
  8. ↑ Выпускается вместо пятиступенчатой версии КПП 2105. Изначально входила в штатную комплектацию модификации 21065, а с середины 90-х гг. по заказу могла устанавливаться и на ВАЗ-2106.
  9. ↑ Снаряжённая масса (масса полностью укомплектованного и заправленного автомобиля без полезной нагрузки). Сухая масса — 980 кг (по данным 1989 г. — 970 кг).
  10. ↑ При полной нагрузке, главное передаточное число 4,1 (с водителем и пассажиром — 16 с). У модификаций с двигателем 1,5 л — соответственно 19 и 17 с, с двигателем 1,3 л — 21 и 19 с.
  11. ↑ При движении с полной нагрузкой на 4-й передаче, главное передаточное число 4,1. У модификаций с двигателем 1,5 л — 150 км/ч, с двигателем 1,3 л — 145 км/ч. С водителем и пассажиром значения выше на 2 км/ч.
  12. ↑ Соответственно при 90 км/ч, при 120 км/ч и в городском цикле для ВАЗ-2106 с четырёхступенчатой коробкой передач и главным передаточным числом 4,1 (данные 1989 г.: 7,4/10,1/10,3 л/100 км). Для модификаций с двигателем 2103: 7,7/10,5/10,8 л/100 км («Озон»), 7,7/10,7/11,9 л/100 км («Вебер»), для модификаций с двигателем 21011: 7,6/10,0/10,4 («Озон»), 7,8/10,5/11,5 («Вебер»).
  13. ↑ Oбиходные названия: «шестёрка», «шаха» и т.п.
  14. ↑ Последний из выпущенных в Тольятти ВАЗ-2106 был собран 28 декабря 2001 г.
  15. ↑ За 40 лет АВТОВАЗ выпустил почти 26 млн автомобилей — Радиостанция «Август»
  16. ↑ Всего произведено и собрано на разных заводах свыше 4,3 млн. шт.
  17. ↑ По мнению советских дизайнеров, итальянская стилизация фирменного знака ВАЗ-2103 под вертикально вытянутую эмблему FIAT тех лет сильно нарушила выверенный силуэт геральдической ладьи, что и было исправлено на знаке для 2106.
  18. ↑ Другими заметными заимствованиями «Нивы» у ВАЗ-2106 стали комплект световой сигнализации (кроме фар) и набор органов управления.
  19. ↑ Более того, в 1982-м-1984-м гг. ВАЗ выпускал одновременно три «люксовых» автомобиля: 2103, 2106 и 2107. Есть мнение, что многие любители «жигулей» сочли дизайн «шестёрки» более приземлённым и дешёвым по сравнению с моделью 2103 и продолжали считать последнюю самым элегантным автомобилем из Тольятти.
  20. ↑ Уже использовались позиции 21032, 21033, 21035 и 21036, то есть даже если не принимать во внимание потребительское неудобство запоминания схожих численных индексов, пяти оставшихся пятизначных чисел заведомо не хватало для обозначения шести новых сочетаний трёх двигателей и двух лево- и праворульных кузовов (тем более с учётом возможного появления новых модификаций).
  21. ↑ Можно предположить, что цифра «6» возникла естественным порядком: индекс «2104» мог быть зарезервирован за универсалом на базе ВАЗ-2103 (возможность производства которого в то время ещё не была окончательно отвергнута), а индекс «2105» к 1975 году также вполне могли закрепить за будущей «пятёркой».
  22. ↑ ВАЗ-21031 не упоминается в официальном перечне модификаций модели 2103. Её условность подчёркивается даже тем фактом, что для идентификации этих автомобилей использовались обычные заводские таблички 2103, где нанесённые краской индексы модели и двигателя были просто дополнены выбитыми в металле цифрами «1».
  23. ↑ Так, в ГДР автомобиль именовали хоть и с долей иронии, но, несомненно, с уважением «Мерседес соцлагеря» — престижность модели находилась почти на уровне «Волги» и «Татры».
  24. ↑ Индекс условен: автомобили несли обычное наименование «ВАЗ-2106» (210600 согласно маркировочной табличке). Часто ошибочно называется ВАЗ-21067 по индексу двигателя.
  25. ↑ Производство двигателей 2101 и 21011 было прекращено соответствующим приказом от 19 апреля 1994 г.
  26. ↑ Выпуск этой преимущественно экспортной модификации был прекращён, поскольку дальнейшее производство ВАЗ-2106 в Ижевске было призвано удовлетворить лишь сугубо внутренний спрос на эту модель, ещё остававшийся в те годы.

Литература

dic.academic.ru

ВАЗ 2106: описание, технические характеристики

В каждой стране есть такая марка автомобиля, которую хорошо знает каждый человек, даже если у него никогда не было своей машины. В России по сей день остается узнаваемой легендарная классика ВАЗ — Лада 2106, которая до сих пор часто встречается на дорогах. Эта модель Жигулей заслужила свою репутацию благодаря комфортабельности и надежности, а технические характеристики ВАЗ 2106 позволяют использовать ее и сейчас.

Жигули 2106

Вернуться к оглавлению

Общие сведения об автомобиле

Разработка автомобиля ВАЗ 2106 происходила в 1974 г. на базе предшественника — ВАЗ 2103. Первый автомобиль сошел с конвейера в 1975 г., а последний — в 2005 г. В общей сложности за время существования модели было произведено на разных заводах 4,4 миллиона автомобилей. Интересен внешний вид машины в первоначальной комплектации представлен на фото 1. Во времена СССР ТТХ ВАЗ шестой модели считались самыми передовыми, а сам автомобиль — престижным.

Габаритные размеры «шестерки» таковы: общая длина кузова по самым выступающим элементам — 4166 мм, ширина — 1611 мм при высоте в 1440 мм. Сколько весит ВАЗ шестой модели при таких размерах? Масса достаточно скромна: снаряженная машина с полным баком бензина весит 1045 кг. Масса пустого автомобиля составляет всего 980 кг, в том числе масса двигателя — 121 кг.

Полезная масса груза, который можно перевозить в салоне, составляет 350 кг (пятеро пассажиров по 70 кг). В багажнике — 50 кг при его объеме в 345 л. Автомобиль производили в трех модификациях: ВАЗ 2106, ВАЗ 21061 и ВАЗ 21063. Принципиальное различие между ними заключалось в применении трех видов двигателей. Габаритные размеры кузова не изменялись. ТТХ ВАЗ шестой модели по двигателям представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Технические характеристики МодификацияВАЗ 2106 МодификацияВАЗ 21061 МодификацияВАЗ 21063
Двигатель 2106 2103 21011
Материал блока цилиндров Чугун Чугун Чугун
Тип/количество цилиндров Рядный/4 Рядный/4 Рядный/4
Ход поршня, мм 80 80 66
Диаметр цилиндра, мм 79 76 79
Степень сжатия 8,5 8,5 8,5
Рабочий объем, см³ 1569 1452 1294
Мощность, л. с. 76 при 5400 об/мин 73 при 5600 об/мин 64 при 5600 об/мин
Крутящий момент, Нм 122 при 3000 об/мин 106 при 3400 об/мин 94 при 3400 об/мин
Разгон до 100 км/ч, сек. 17.5 19 21
Максимальная скорость, км/ч 154 152 148

Силовые агрегаты — бензиновые, 8-клапанные, атмосферные, система подачи топлива — карбюратор. Расход топлива, заявленный заводом-производителем, варьируется в зависимости от установленного карбюратора и типа двигателя. Показатели ТТХ ВАЗ 06 по расходам представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Расход топлива, л/100 кмпри скорости:90 км/ч \ 120 км/ч \ городской цикл МодификацияВАЗ 2106 МодификацияВАЗ 21061 МодификацияВАЗ 21063
Карбюратор Weber 8 \ 10.9 \ 12 7.7 \ 10.7 \ 11.9 7.8 \ 10.5 \ 11.5
Карбюратор ОЗОН 7.7 \ 10.5 \ 10.7 7.7 \ 10.5 \ 10.8 7.6 \ 10 \ 10.4

Как можно увидеть из таблицы 1, в которой представлены технические характеристики автомобилей, мощность двигателя 80 л. с. первой модификации 2106 была достигнута за счет увеличения хода поршня до 80 мм, при этом его диаметр принят от двигателя 21011.

Вернуться к оглавлению

Конструкция ходовой части

Жигули «шестерка» — автомобиль с несущим кузовом и задним приводом. Задний мост — неразрезная балка, закрепленная на кузове с помощью тяг. Опорные функции для нее выполняют пружины цилиндрического типа и стойки, которые установлены отдельно от пружин ближе к центру автомобиля. Тормоза задних колес автомобиля — барабанные.

Подвеска передней части — независимого типа, многорычажная на поперечной балке, жестко закрепленной к лонжеронам кузова. Нижние рычаги на шарнирных соединениях прикреплены к балке. Амплитуда их движения ограничена амортизатором в сборе с пружиной цилиндрического типа.

Передняя подвеска ВАЗ 2106.

Схема передней подвески ВАЗ 21061 – подшипники ступицы; 2 – колпак ступицы; 3 – гайка; 4 – цапфа поворотного кулака; 5 – манжета; 6 – ступица; 7 – тормозной диск; 8 – защитный чехол верхнего шарового пальца; 9 – верхний шаровой палец; 10 – подшипник (вкладыш) верхней опоры; 11 – верхний рычаг; 12 – буфер хода сжатия; 13 – изолирующая прокладка пружины; 14 – амортизатор; 15 – подушка крепления амортизатора; 16 – ось верхнего рычага; 17 – резиновая втулка шарнира; 18 – наружная втулка шарнира; 19 – регулировочные шайбы; 20 – поперечина подвески; 21 – подушка штанги стабилизатора; 22 – штанга стабилизатора; 23 – ось нижнего рычага; 24 – нижний рычаг; 25 – обойма крепления штанги стабилизатора; 26 – пружина; 27 – резиновая втулка пружины амортизатора; 28 – нижняя опорная чашка пружины; 29 – поворотный кулак; 30 – вкладыш обоймы нижнего шарового пальца; 31 – подшипник нижней опоры; 32 – нижний шаровой палец.

Верхний рычаг крепится напрямую к лонжерону на шарнирном соединении. К обоим рычагам с помощью шаровых опор фиксируется ступица с дисковой тормозной системой. Конструкция передней подвески автомобилей ВАЗ шестой модели имеет некоторые преимущества.

  1. Конструкция позволяет распределить усилия равномерно, на передние стойки не ложится вся нагрузка. Даже очень сильные удары от колес не деформируют стойку.
  2. Учитывая то, сколько весит ВАЗ «шестерка», благодаря подвеске автомобиль обладает очень мягким ходом. Многие современные бюджетные автомобили не могут похвастаться такой комфортабельностью при езде по российским дорогам.
  3. Все детали и элементы подвески доступны и имеют невысокую стоимость, а их замена не представляет большой сложности. Описание этих процедур есть в технической литературе.

Главный недостаток ходовой части — низкая устойчивость и управляемость по современным меркам. Однако не стоит забывать, когда был разработан и собран этот автомобиль. На тот момент ТТХ ВАЗ шестой модели считались самыми лучшими среди машин этого класса. Благодаря стоимости, комфортабельности, надежности и ремонтопригодности Лада «шестерка» продолжает быть востребованной среди автолюбителей с невысокими доходами.

expertvaz.ru

ВАЗ Жигули — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

ВАЗ «Жигули», семейство автомобилей АВТОВАЗа на базе Fiat 124 с 4-цилиндровым двигателем, основа модельного ряда ВАЗа. С 2000-х годов для этого семейства принято название «классика». Впервые представлены в 1970 (ВАЗ 2101 — «копейка»). В 1972 — универсал 2102. В 2000 — 4-дверные седаны 2105, 2106, 07, универсал 2104. Оснащаются бензиновыми двигателями 1, 5, 1, 6, 1, 7 л, дизельным роторно-поршневым двигателем Ванкеля.

ВАЗ 2104 — заднеприводный 5-дверный автомобиль с кузовом типа «универсал». Прямолинейность его внутреннего объема позволяет разместить достаточно габаритные грузы, не стесняя посадки водителя и переднего пассажира. ВАЗ-2104 — автомобиль на все случаи жизни. ВАЗ 2105 — так называемая «чистая пятерка», начало выпуска — 1980 год, ранее выпускалась с со своим собственным двигателем ВАЗ 2105, затем, из-за технологических недостатков, неудачной конструкции и сложности изготовления некоторых узлов этот двигатель был снят с производства. Двигатель был похож по своим характеристикам на ВАЗ 21011, но имел вместо цепной передачи ГРМ — натяжной зубчатый ремень. Это уменьшало уровень шума, но по отзывам владельцев этой модификации, увеличивало проблемы, связаные с проскальзыванием и обрывом ремня. Выпускаемая сейчас модель ВАЗ 2105 — это модификация, которая ранее называлась ВАЗ 21051 с двигателем ВАЗ 21011. У 2105 появился обогрев заднего стекла (у 2106 и 21061 он до сих пор отсутствует!).

ВАЗ 2106, автомобиль с характерным ВАЗовским внешним видом, просторный и удобный для посадки салон с суконной обивкой сидений, надежно предохраняющие в неприятных ситуациях инерционные ремни безопасности, лаконичная, но достаточно информационноемкая панель приборов, привычно ощущаемые на месте органы управления. Дополнительно введены электростеклоподъемники передних дверей.

ВАЗ 2107, комфортабельный пятиместный «седан» с улучшенным внешним дизайном. Самый престижный автомобиль из заднеприводных ВАЗов. Солидный срок выпуска этой модели не создает проблем с ее техобслуживанием. Достоинства салона, оснащенного удобными сиденьями (спинки передних выполнены зацело с подголовниками, в спинке заднего имеется специальный раскладывающийся подлокотник) подчеркнуты обновленным рулевым колесом и оригинальной панелью с удлиненной центральной частью, на которых расположены все необходимые контрольные приборы и включатели. ВАЗ 2107 экологичен. Он вписывается в современные строгие стандарты по токсичности.

megabook.ru

Жигули (возвышенность) - это... Что такое Жигули (возвышенность)?

Жигули́ или Жигулёвские горы — часть Приволжской возвышенности на правом берегу Волги, огибаемая излучиной Самарской Луки. В горах расположены Жигулёвский заповедник и национальный парк Самарская Лука.

Самая высокая точка — гора Наблюдатель — 381,2 м над уровнем моря. Это также высшая точка средней полосы Европейской России.

Этимология

Название гор неоднократно изменялось с течением времени. Неизвестный персидский автор X века в «Книге о пределах мира от востока к западу» называет их Печенежскими горами (если допустить, что он описывает именно Жигули). Автор «Казанской летописи» 1560-х годов — Девичьими. Современные исследователи возводят название Жигули к тюркскому джигули — «запряжённый, впряжённый, гужевой», по названию бурлаков и места, где они проживали[1]

Более романтичная версия связывает происхождения названия с Волжской вольницей — разбойничьими шайками, обитавшими в горах на протяжении многих лет. Хозяева захваченных судов должны были либо заплатить мзду, либо подвергнуться порке горящими розгами. Подобная порка называлась «жечь», «ожег», а люди, производящие её — «жигулями». Существуют и другие версии происхождения названия.

Название Жигулёвские горы впервые даётся в труде академика Петра-Симона Палласа (1741—1811) «Путешествия по разным провинциям Российской империи» (1768—1773).

География и геология

Жигули в окрестностях села Ширяево. Вид на Попову гору.

Несмотря на привычное название горы, с точки зрения географов Жигули это лишь холмы. Однако рельеф Жигулей имеет выраженный горный характер: со скалами, утёсами, крутыми обрывами, глубокими оврагами и балками. Жигули — единственные горы тектонического происхождения на Русской равнине, считаются молодыми (около 7 млн лет) и растущими. По различным оценкам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет.

Сложены горы осадочными породами — известняками и доломитами, возраст которых значительно больше — более 270 млн лет. Ведётся добыча нефти (месторождения входят в Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию), строительных известняков, асфальта.

В северной части Самарской Луки, в районе Жигулей, построена Жигулёвская ГЭС.

Вершины

Долгое время самой высокой точкой Жигулей считалась гора Стре́льная — 351 м.[2] Однако сейчас выяснено, что самая высокая точка — это гора Наблюдатель[3] (381,2 м над уровнем моря). Это также высшая точка средней полосы европейской части России. Известными вершинами являются также Молодецкий курган, Усинский курган, Попова гора, Могутова гора.

Флора и фауна

Жигулевские горы покрыты лесами. На северных склонах в основном липовые, кленовые и осиновые леса, на хребтах и крутых склонах растут сосновые боры, на южных, более пологих склонах — лесостепная растительность. В горах обитают и произрастают многие эндемичные и реликтовые виды флоры и фауны.

Флора Жигулевской возвышенности и Самарской Луки в целом за более чем 200 лет изучена подробно выдающимися учеными-естествоиспытателями, в их числе П. С. Паллас, И. И. Лепехин, И. Г. Фальк, М. Н. Богданов, О. О. Баум, С. И. Коржинский, В. И. Смирнов, А. Ф. Флеров, Д. И. Литвинов, Р. И. Аболин, В. Н. Сукачев, И. И. Спрыгин, А. А. Уранов, Б. П. Сацердотов, А. Н. Гончарова, М. В. Золотовский, А. А. Булавкина-Ончукова, Л. М. Черепнин, А. Ф. Терехов, Я. И. Проханов, А. М. Семенова-Тян-Шанская, И. С. Сидорук, С. В. Сидорук, В. И. Матвеев, В. И. Игнатенко, Т. И. Плаксина, Н. Н. Цвелев, С. В. Саксонов и многие другие.

Во флоре Самарской Луки выявлено 1302 вида сосудистых растений (Саксонов, 2006), в их числе узколокальные эндемики Жигулевской возвышенности — мятлик Саксонова (Poa saksonovii Tzvelev), качим Юзепчука (Gypsophila juzepczukii Ikonn.), молочай жигулевский (Euphorbia zhigulensis Prokh.), солнцецвет жигулевский (Helianthemum zhegulensis Juz. ex Tzvelev), тимьян жигулевский (Thymus zhegulensis Klokov et Shost.) и субэндемики (пырей инееватый, тонконог жестколистный, астрагал Цингера и др.).

На Жигулевской возвышенности выявлено 237 видов лишайников (Корчиков, 2011)

В растительном покрове преобладают лесостепные виды, произрастают также элементы сухих степей, пустынь и тайги. Наиболее интересны такие растения: полынь солянковая, валериана клубненосная, кохия простертая, двулепестник альпийский, майник двулистный, лен украинский, истод сибирский и др. Реликтовых элементы флоры: толокнянка обыкновенная, глобулярия точечная, можжевельник казацкий, короставник татарский, овес пустынный, гвоздика иглистая и др.

Фауна Жигулевской возвышенности включает свыше 5000 видов животных, из них основная часть — беспозвоночные (преобладает представители класса насекомые). Позвоночных животных выявлено около 300 видов, в том числе: около 200 видов птиц, около 40 видов млекопитающих (преобладают по числу видов отряды грызунов и рукокрылых, 8 видов хищников, 2 — парнокопытных, 1 — зайцеобразных), 5 видов амфибий и 6 видов рептилий. Наиболее характерны заяц-беляк, белка, барсук, лисица, куница, норка, горностай, лось, косуля; тетерев, рябчик, бекас, стриж, грач, золотистая щурка, лесной жаворонок, узорчатый полоз и др. Самое крупное из животных, обитающих в горах — лось.

Кроме того, Жигули известны обилием грибов, произрастающих на лесистых склонах: маслята, опята, вешенки, мухоморы и пр. Характерный гриб — сыроежка, который можно встретить в Жигулях практически везде. Хорошо изучено биоразнообразие высших базидиомицетов. Эта группа грибов на Жигулях представлена более, чем 750 видами, относящимися к 9 порядкам и 56 семействам. Наиболее распространены представители порядков агариковых и полипоровых и семейств рядовковых, паутинниковых, полипоровых, больбитиевых, энтоломовых, плютеевых, псатирелловых, сыроежковых, шампиньоновых и негниючниковых.[4]

Для охраны растительного и животного мира созданы национальный парк Самарская Лука и Жигулёвский заповедник.

Жигулёвские горы в искусстве

«Волга у Жигулевских гор», И. Айвазовский

Красота местных пейзажей не раз оказывалась запечатлённой на холстах художников. Иван Айвазовский в середине 1880-х годов путешествовал по Волге на пароходе, а через несколько лет создал картину «Волга у Жигулевских гор» (1887). Илья Репин в 1870 году отдыхал в селе Ширяево и работал над этюдами к картине «Бурлаки на Волге» (1870—1873). Сейчас в этом селе открыт его дом-музей. Вместе с Репиным в Ширяеве работал русский пейзажист Федор Васильев. Результатом этой летней поездки стала одна из самых известных его картин «Вид на Волге. Барки» (1870).

В народных сказаниях и песнях Жигули связаны с именем вождя крестьянского восстания XVII века Степана Разина.

Туризм

Жигулёвские горы благодаря своим пейзажам являются очень привлекательными для туристов. Однако их большая часть закрыта для посещений из-за расположения на территории Жигулёвского государственного заповедника имени И. И. Спрыгина. Тем более посещаемыми являются остальные места. В урочище Каменная чаша всегда множество народа. Сюда приезжают организованные экскурсии, многие приезжают на личных автомобилях.

Рядом с Жигулёвском обустраивается горнолыжная трасса.

Уфология

Жигули известны своей паранормальной активностью. С давних пор существует легенда о некоей хозяйке Жигулёвских гор. Неоднократно на протяжении столетий фиксировались случаи появления различных световых столбов неизвестной природы.

Существуют истории о том, что до постройки ГЭС и подъёма уровня воды можно было проникнуть в огромные пещеры внутри гор, где встречались доисторические животные, вмороженные в глыбы льда. Встречаются упоминания о различного рода миражах, возникающих над Жигулёвскими горами: в виде призрачного города или башни, в ряде легенд говорится о неких призрачных человечках, обитающих в этих местах.

Даже сегодня многие из современных горожан не рискуют оставаться на ночь в некоторых местах Жигулей.

См. также

почтовая марка СССР. Волга. Жигули.

Примечания

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

Жигули (возвышенность) — WiKi

Название гор неоднократно изменялось с течением времени. Неизвестный персидский автор X века в «Книге о пределах мира от востока к западу» называет их Печенежскими горами (если допустить, что он описывает именно Жигули). Автор «Казанской летописи» 1560-х годов — Девичьими. Современные исследователи возводят название Жигули к тюркскому джигули — «запряжённый, впряжённый, гужевой», по названию бурлаков и места, где они проживали[1].

Более романтичная версия связывает происхождение названия с Волжской вольницей — разбойничьими шайками, обитавшими в горах на протяжении многих лет. Хозяева захваченных судов должны были либо заплатить мзду, либо подвергнуться порке горящими розгами. Подобная порка называлась «жечь», «ожег», а люди, производящие её — «жигулями». Существуют и другие версии происхождения названия.

До установления советской власти горы именуются Жегулевскими, а нынешнее село Жигули называли Жегулиха (через Е).

Название Жигулёвские горы впервые даётся в труде академика Петра-Симона Палласа (1741—1811) «Путешествия по разным провинциям Российской империи» (1768—1773).

  Жигули в окрестностях села Ширяево. Вид на Попову гору.

Жигули — единственные горы тектонического происхождения на Русской равнине, считаются молодыми (около 7 млн лет) и растущими. По различным оценкам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет.

Жигулёвские горы являются проявлением Жигулёвского разлома, представляющего собой взброс-надвиг, образованный в результате меридионального сжатияземной коры.

Сложены горы осадочными породами — известняками и доломитами, возраст которых значительно больше — более 270 млн лет (верхний карбон — пермь). Ведётся добыча нефти (месторождения входят в Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию), известняков на цементное сырьё, доломитов и известняков на строительный камень, до середины XX в. велась добыча природного битума (асфальта).

В северной части Самарской Луки, в районе Жигулей, построена Жигулёвская ГЭС.

Вершины

Долгое время самой высокой точкой Жигулей считалась гора Стре́льная — 351 м.[2] Однако сейчас выяснено, что самая высокая точка — это гора Наблюдатель[3] (381,2 м над уровнем моря). Известными вершинами являются также Серная гора[4][5][6], Молодецкий курган, Усинский курган, Попова гора, Могутова гора.

  Молочай жигулёвский

Жигулёвские горы покрыты лесами. На северных склонах в основном липовые, кленовые и осиновые леса, на хребтах и крутых склонах растут сосновые боры, на южных, более пологих склонах — лесостепная растительность. В горах обитают и произрастают многие эндемичные и реликтовые виды флоры и фауны.

Флора Жигулёвской возвышенности и Самарской Луки в целом за более чем 200 лет изучена подробно выдающимися учёными-естествоиспытателями, в их числе П. С. Паллас, И. И. Лепёхин, И. П. Фальк, М. Н. Богданов, О. О. Баум, С. И. Коржинский, В. И. Смирнов, А. Ф. Флеров, Д. И. Литвинов, Р. И. Аболин, В. Н. Сукачёв, И. И. Спрыгин, А. А. Уранов, Б. П. Сацердотов, А. Н. Гончарова, М. В. Золотовский, А. А. Булавкина-Ончукова, Л. М. Черепнин, А. Ф. Терехов, Я. И. Проханов, А. М. Семенова-Тян-Шанская, И. С. Сидорук, С. В. Сидорук, В. И. Матвеев, В. И. Игнатенко, Т. И. Плаксина, Н. Н. Цвелёв, С. В. Саксонов и многие другие.

Во флоре Самарской Луки выявлено 1302 вида сосудистых растений (Саксонов, 2006), в их числе узколокальные эндемики Жигулёвской возвышенности — мятлик Саксонова (Poa saksonovii Tzvelev), качим Юзепчука (Gypsophila juzepczukii Ikonn.), молочай жигулёвский (Euphorbia zhigulensis Prokh.), солнцецвет жигулёвский (Helianthemum zhegulensis Juz. ex Tzvelev), тимьян жигулёвский (Thymus zhegulensis Klokov et Shost.) и субэндемики (пырей инееватый, тонконог жестколистный, астрагал Цингера и др.).

На Жигулёвской возвышенности выявлено 237 видов лишайников (Корчиков, 2011).

В растительном покрове преобладают лесостепные виды, произрастают также элементы сухих степей, пустынь и тайги. Наиболее интересны такие растения: полынь солянковая, валериана клубненосная, кохия простертая, двулепестник альпийский, майник двулистный, лен украинский, истод сибирский и др. Реликтовых элементы флоры: толокнянка обыкновенная, глобулярия точечная, можжевельник казацкий, короставник татарский, овес пустынный, гвоздика иглистая и др.

Фауна Жигулёвской возвышенности включает свыше 5000 видов животных, из них основная часть — беспозвоночные (преобладает представители класса насекомые). Позвоночных животных выявлено около 300 видов, в том числе: около 200 видов птиц, около 40 видов млекопитающих (преобладают по числу видов отряды грызунов и рукокрылых, 8 видов хищников, 2 — парнокопытных, 1 — зайцеобразных), 5 видов амфибий и 6 видов рептилий. Наиболее характерны заяц-беляк, белка, барсук, лисица, куница, норка, горностай, лось, косуля; тетерев, рябчик, бекас, стриж, грач, золотистая щурка, лесной жаворонок, узорчатый полоз и др. Самое крупное из животных, обитающих в горах — лось.

Кроме того, Жигули известны обилием грибов, произрастающих на лесистых склонах: маслята, опята, вёшенки, мухоморы и пр. Характерный гриб — сыроежка, который можно встретить в Жигулях практически везде. Хорошо изучено биоразнообразие высших базидиомицетов. Эта группа грибов на Жигулях представлена более, чем 750 видами, относящимися к 9 порядкам и 56 семействам. Наиболее распространены представители порядков агариковых и полипоровых и семейств рядовковых, паутинниковых, полипоровых, больбитиевых, энтоломовых, плютеевых, псатирелловых, сыроежковых, шампиньоновых и негниючниковых.[7]

Для охраны растительного и животного мира созданы национальный парк Самарская Лука и Жигулёвский заповедник.

ru-wiki.org

Жигули - это... Что такое Жигули?

  • Жигули — Жигули: Жигули возвышенность на правом берегу Волги. «Жигули» марка автомобилей Волжского автозавода. Жигули железнодорожная станция в Волжском районе Самарской области Жигули посёлок в Ставропольском районе Самарской области. Жигули название… …   Википедия

  • Жигули — горы на правом берегу Волги, огибаемые её излучиной (так называемая Самарская Лука). Высота до 370 м. На северных склонах  широколиственные и сосновые леса, на южных  лесостепи. Заповедник. Туризм. В районе Жигулей  Волжская (Куйбышевская) ГЭС. * …   Энциклопедический словарь

  • Жигули — I мн. Горы на правом берегу Волги. II мн.; = жигули Легковой автомобиль разных моделей, выпускаемый Волжским автозаводом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • жигули — мн.; = Жигули II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • жигули — жигуль, ваз, жигуленок Словарь русских синонимов. жигули сущ., кол во синонимов: 5 • автомобиль (369) • ваз …   Словарь синонимов

  • ЖИГУЛИ — горы на правом берегу Волги, огибаемые ее излучиной (т. н. Самарская Лука). Высота до 375 м. На северных склонах широколиственные и сосновые леса, на южном лесостепи. Заповедник. Туризм. В районе Жигулей Волжская (Куйбышевская) ГЭС …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЖИГУЛИ — ЖИГУЛИ, горы на правом берегу Волги, огибаемые её излучиной (т. н. Самарская Лука). Высота до 370 м. На северных склонах широколиственные и сосновые леса, на южных лесостепи. Заповедник. Туризм. В районе Жигулей Волжская (Куйбышевская) ГЭС.… …   Русская история

  • Жигули — – марка автомобиля, Россия. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • Жигули — I Жигули         Жегули, возвышенность на правом берегу Волги, огибаемая излучиной реки (т. н. Самарская Лука), в Куйбышевской области РСФСР. Высота до 375 м. Длина около 75 км. Представляет собой южное приподнятое крыло сброса, протягивающегося… …   Большая советская энциклопедия

  • Жигули — I Жигули         Жегули, возвышенность на правом берегу Волги, огибаемая излучиной реки (т. н. Самарская Лука), в Куйбышевской области РСФСР. Высота до 375 м. Длина около 75 км. Представляет собой южное приподнятое крыло сброса, протягивающегося… …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru