Автомобилизация России в начале XX века. Производство машин в россии


автопроизводство в России — читайте материалы с тегом автопроизводство в России — сайт «За рулем» www.zr.ru

Стали известны новые подробности о российском заводе BMW, который немцы построят в Калининградской области.

3248 просмотров

Из-за девальвации рубля в последние годы рабочая сила в России стала одной из самых дешевых в мировом автопроме. Тем не менее зарплаты работников на российских предприятиях растут куда меньше, чем цены на выпускаемые ими автомобили. Почему же работа на автозаводах остается весьма привлекательной для россиян и на каких предприятиях больше платят?

8850 просмотров

Судя по появившейся в Сети документации, японская Mazda локализует производство большого кроссовера CX-9 на СП Mazda Sollers во Владивостоке.

10088 просмотров

По горьковским автомобилям можно изучать сложную и неоднозначную историю нашей страны. Ведь они принимали участие во всех эпохальных событиях последних 85 лет, ярко отражали дух своей эпохи. Мы отправились в Нижний Новгород, чтобы узнать, чем живет ГАЗ сегодня.

34775 просмотров

Минпромторг предложил оказать господдержку производителям электромобилей. Для этого подготовлены поправки в правила предоставления субсидий из госбюджета.

4065 просмотров

В случае, если с 2018 года будут введены новые ставки акцизов на мощность автомобилей, производство иномарок в нашей стране может сократиться на 10–15%. Также автопроизводители утверждают, что новые акцизы существенно меняют правила промсборки.

21860 просмотров

Продажи новых автомобилей вроде бы пошли в гору, и теперь правительство озаботилось развитием экспорта. Покупателям за рубежом хотят предоставлять льготные кредиты на покупку отечественных машин, хотя там процентные ставки и без того гораздо ниже, чем в России.

7749 просмотров

В этом году Горьковский автомобильный завод отмечает свой 85-летний юбилей. К этому событию мы решили устроить викторину на знание газовской техники всех времен и народов.

19597 просмотров

Еще до начала производства Лады Весты АВТОВАЗ привез свою новинку на автосалон во Франкфурт с замаскированными шильдиками. Немцы тогда остались в восторге от машины, приняв ее за продукцию американского или японского автопрома. А что они скажут теперь, когда узнают, что это новая Lada, с которой АВТОВАЗ намерен покорить европейский рынок?

53633 просмотра

Модельный ряд пришлось оптимизировать под текущие потребности рынка. Завод в Калуге продолжит выпуск Audi Q7 и нескольких моделей Volkswagen и Skoda.

5466 просмотров

www.zr.ru

Российские автомобили - очевидная выгода при максимуме преимуществ

Качество и надежность отечественных марок автомобилей с давних времен повод невеселых шуток. Однако если внимательно присмотреться к новым моделям, которые выпускаются в настоящее время отечественным автопромом, то станет понятно, что старые анекдоты не уместны. Разработки, которые осуществляются в сотрудничестве с ведущими мировыми брендами автомобильного производства, дают реальную возможность в ближайшем будущем говорить о недорогих и надежных российских автомобилях.

российские автомобилиРоссийские автомобили

История развития российского автопрома

Российские автомобили достаточно сложно пробивались к известности. Первые образцы появились в конце 19 века, но по разным причинам не приобрели популярности в среде дворянства. Отказавшись от истинно русской разработки авто, чиновники затянули развитие промышленности еще более чем на 20 лет.

Только в 1917 году начали появляться первые Российские автомобильные производства.

Определенных успехов в производстве автомобилей, достиг вагонный завод в Риге. Здесь начали собирать транспортные средства с использованием импортных деталей. Некоторое время спустя, предприятие полностью обеспечило себя деталями собственного производства.

Когда началась первая мировая, правительство приняло решение о создании собственных автомобилестроительных заводов. Для этого были выделены деньги из государственной казны. На них были частично построены заводы в Москве (АМО) и в Ярославле.

Завод в Риге в военный период перешёл на строительство самолетов, а позднее и ракет. Сегодня на месте предприятия располагается Государственный космический центр имени Хруничева.

Наконец на заводе АМО в 1924 году изготовили по настоящему советский автомобиль. Это была модель Ф15, которая практически не имела отношение к легковому транспорту.

В 1931-33 годах автомобилестроительный завод АМО реконструировали под производство грузовиков одной из американских корпораций. В этот преиод его переименовали в ЗиС.

Еще один завод был построен в Нижнем Новгороде (город Горький). Это было совместное предприятие, где советские граждане занимались производством автомобилей грузовой и легковой серии, по лицензии Ford Motor. На предприятии была очень высокая производительность, и к началу второй мировой войны все автомобильное оснащение советской армии шло с завода ГАЗ в Горьком. ЗиС во время войны был перенесен в тыл, где основали новые предприятия УльЗиС и УралЗиС.

Именно во время войны советские конструкторы работали над разработкой новых автомобилей легкового типа.

В 1946 году появилась «Победа». Это советский автомобиль помнят все и не только в России. Это первое чудо советского автопрома, которое заслужило отличную репутацию и впервые пошло на экспорт.

«Победа»«Победа»

С этого момента пошло активное развитие отечественного автопрома. Появились новые предприятия, начался выпуск автомобилей не только для армии и сельского хозяйства, но и для обычных граждан.

Ведущие российские автомобильные производства

Несмотря на все большее количество иномарок на отечественных дорогах, две трети автовладельцев ездят на российских машинах. ВАЗ, ГАЗ, Нива, Москвич, УАЗ – заводы, которые работают, задействовав большие мощности и выпуская самые разные модели. Седаны, хэчбеки, универалы, внедорожники, инженеры-разработчики делают все, чтобы характеристики российских автомобилей не отличались от моделей других производителей. Однако, ни форма кузова, ни мощностные показатели двигателя не имеют такого большого значения, как внешний дизайн и качество.

ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, УАЗВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, УАЗ

Сегодня автомобильный рынок России очень развит и приносит достаточно неплохой доход в казну государства. Всем широко известны такие предприятия как ВАЗ, ГАЗ и УАЗ (легковые автомобили), КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ и ЗИЛ (грузовые автомобили). Продукция эти компаний пользуется широким спросом не только у наших соотечественников, но и за рубежом. Этому сопутствует целый ряд причин:

  • Российский автопром производит надежные и морозоустойчивые автомобили
  • Запчасти и обслуживание автомобилей перечисленных ранее производителей, стоят намного дешевле
  • Все автомобили разработаны с учетом российских дорог
  • Стоимость наших автомобилей намного ниже, чем зарубежных аналогов

Российские легковые автомобили

ВАЗ или Волжский автомобильный завод является одним из самых крупных предприятий России, выпускающих легковые автомобили.

Российские легковые автомобилиРоссийские легковые автомобили

Всем известны такие марки как Жигули, Нива, Лада, Ока. В настоящее время разработчики компании работают над новыми усовершенствованными моделями автомобильной промышлености. Результатом их деятельности можно назвать следующие модификации автомобиля Лада – Калина, Самара, Приора. Завод полностью обеспечивает своих потребителей комплектующими и запчастями.

ГАЗ или Горьковский автомобильный завод занимается выпуском легковых и грузовых автомобилей. Это крупнейшее предприятие известное еще со времен первой мировой войны. Продукция предприятия пользуется широким спросом среди потребителей. Особенно широко автомобили данного предприятия применяют для промышленных и бизнес целей. Наиболее популярные модели: «ГАЗель», «Соболь» «Садко», «Волга». Кроме автомобилей предприятие выпускает различные виды станков и оборудования, занимается гражданским и промышленным строительством, а так же производит тепловую и электроэнергию.

УАЗ или Ульяновский автомобильный завод известен своими внедорожниками. Полно приводные автомобили различного типа имеют сотню модификаций. Качественная и надежная техника пользуется широким спросом у российских потребителей.

Российские грузовые автомобили

Российские грузовые автомобилиРоссийские грузовые автомобили

КАМАЗ или Камский автомобильный завод является крупнейшим производителем специальной техники. В рамках предприятия функционируют девять заводов. Продукция КАМАЗ известна во всем мире и пользуется популярностью. Разработчики обеспечивают не только высокое качество и надежность техники, но и следят за высокой экологичностью двигателей.

МАЗ или минский автомобильный завод находится в Беларуси. Основная продукция предприятия – это тяжелые грузовики, используемые в промышленных целях. Кроме этого компания выпускает автобусы и прицепы. Последние очень популярны среди потребителей, так как легко комбинируются с отечественными марками.

КРАЗ или Кременчугский автомобильный завод был основан сразу после второй мировой войны. Это промышленное предприятие выпускает не только автомобили, но и суда, вагоны, а так же широкий перечень оборудования, которое используется в военной отрасли. Во многих странах мира марка КРАЗ составляет вооружение армий.

Это далеко не полный список автомобильных предприятий России. На сегодняшний день этот вид промышленности активно развивается и с каждым днем новые марки отечественного автопрома радуют потребителя.

Новинки российского автопрома 2014 года

Chevrolet Niva 2015Chevrolet Niva 2015

В 2014-2015 году любителям отечественной автомобильной промышлености будет представлена новая Chevrolet Niva. Данная совместная модель отличается высокой проходимостью оригинальным дизайном и отличной комплектацией.

Lada XRayLada XRay

Уже очень скоро порадует автолюбителей новая Lada XRay, которую производитель подготовит к выпуску раньше установленного срока. Этот автомобиль очень хорошо подойдет для солидных деловых людей. Его строгий дизайн и высокие ходовые качества понравятся многим покупателям.

Lada VestaLada Vesta

Немного раньше выйдет в продажу Lada Vesta. Автомобиль отличатся спортивными характеристиками. Выглядит стильно и отлично подойдет для молодежи.

Уже в ближайшее время автомобильная промышленность России начнет активно развиваться. На данном этапе отечественное машиностроение находится в процессе разработки новых и современных моделей, которые смогут успешно конкурировать с зарубежными аналогами.

Тенденции развития отечественного автомобильного производства

После кризиса 2009 года производство автомобилей в России хотя и стало увеличиваться, но темпы роста его не значительны. Кроме того, аналитики рынка прогнозируют тенденцию к снижению количества выпускаемых единиц автотранспорта. Сегодня, отечественный автопром принял к действию сценарий, который приносит ощутимый результата – выпуск иностранных моделей на своем производстве. Это могут быть совместные разработки, как например Chevrolet-Niva, или строительство завода иностранного автомобильного концерна на территории России, как например ЗАО «Ford Motor Company».

Соотношение марок автомобилей на российском рынкеСоотношение марок автомобилей на российском рынке

Тенденция развития российской автомобильной промышленности, в целом, положительная. Несмотря на некоторые неудачи отечественных компаний, рост производства не останавливается. Во многом это связано с тем, что зарубежные концерны открывают свои производства на территории страны. Благодаря такому внедрению потребитель России не ощущает дефицита автомобильного транспорта. Постоянно выходят новые бюджетные модели самых различных брендов.

Большая доля импорта на рынке России приводит к тому, что отечественные производители терпят потери. Вопрос возрождения автопрома стоит очень остро, и сегодня разрабатываются программы, которые обеспечат возможность конкурентоспособности производителям России.

Для того чтобы поднять уровень отечественного автомобилестроения, разработчики активно работают над улучшением технических и качественных показателей автомобилей. Акцент делают на безопасность, экологическую чистоту, достаточную мощность и надежность транспорта.

Некоторые компании, занимающиеся производством грузовых автомобилей, уже достигли определенных результатов. Теперь необходимо возродить остальные предприятия отечественного автопрома.

По статистике очень сильно забивают продажи ответственных автомобилей, те предприятия, которые осуществляют сборку зарубежных марок. Как бороться в условиях жесткой конкуренции пока неизвестно. Ведь Российский потребитель предпочитает покупать проверенные зарубежные марки, а не отечественные новинки, которые могут проявить себя не лучшим образом.

Очень высокие ставки сегодня делают на ОАО "АвтоВАЗ". На сегодняшний день показатели продаж автомобильного концерна возрастают. Несмотря на то, что процент роста незначителен, всего 5-7% в год, зато стабильно.

Инженеры и техники компании активно работают над созданием новых модификаций с улучшенными показателями. Все автомобили производят с учетом холодных климатических зон, в которых автомобилям предстоит функционировать. Уже сегодня тормозная система некоторых моделей "АвтоВАЗ" не имеет аналогов.

Высокие показатели предприятия привлекли к нему государственные субсидии различного типа. На сегодняшний день автозавод поддерживают и оказывают ему всяческое содействие в приобретении современного оборудования. Особое внимание уделяют новейшим разработкам автомобильной индустрии.

Большие изменения начали происходить в управленческой деятельности компании. "АвтоВАЗ" полностью изменил технологию управленческой структуры, на производстве идет не только технологическое самосовершенствование, но и изменение руководящих должностей. Это не значит, что меняются сотрудники, скорее они выходят на высокий современный уровень. Это позволяет компании стать открытой и прозрачной для потребителя, что привлекает партнеров и инвесторов.

Очень хотелось бы верить в то, что следом за АвтоВАЗом подтянутся все остальные производители автомобилей.

abtomup.com

Производство автомобилей в России

Первые автомобили в России были импортированы из Западной Европы в Москву и Петроград в конце 1890-х годов. Все они принадлежали некоторым богатым дворянам и для императорской семьи. Автомобильная отрасль России родилась в 1909 году. Промышленная компания из Риги начал возводить завод Руссо-Балт по производству автомобилей. В последующие годы Руссо-Балт остался единственным в России производителем автомобилей до 1918 года, когда Латвия получила независимость от России.

Для того, чтобы поднять национальную автомобильную промышленность автомобилей и грузовиков импорта были запрещены в 1924 году. Предполагалось, что было бы для национальной промышленности лучше приступить к разработке своих автомобилей. В тот же год АМО в Москве на автомобильном предприятии выпустила свой первый грузовик АМО-1, названный в соответствии с недавно созданной модели нумерации для автомобильной промышленности России. На следующий год две автомобильные компании появились в Нижнем Новгороде: Нижегородский автомобильный завод или НАЗ, запустила свой собственный автомобиль НАЗ-1, а автомобильный завод им. Молотова начал действовать паровой двигатель производства большегрузных автомобилей. В то же время АМО был назначен производить новый лимузин для обслуживания властные круги России.

Четвертая автомобильная компания появилась в Нижнем Новгороде в 1928 году. Это был русский автомобильный завод Opel, который создается с помощью Adam Opel. Он выпустил первый автомобиль массового производства в России. Более 25000 были сделаны в течение следующих шести лет.

В 1932 году RAZAO и НАЗ объединены формирования новой компании под названием Союз автомобильный завод или САЗ. И НАЗ и RAZAO модели затем выпускается под новым знаком. Первая новая модель САЗ была выпущена в 1934 году под именем САЗ-3 . Это стало лучшим автомобилем продажи в России в ближайшие годы. Такой автомобиль был высоко оценен теми, кто мог позволить себе автомобиль. К тому САЗ был самым крупным производителем легковых автомобилей в России. Второй и более новая модель была запущена в 1936 году САЗ-4, который будет известен как автомобиль политической полиции. САЗ-4 на улице всегда означало неприятности.

Как и в большинстве воюющих государств второй мировой войны производство легковых автомобилей в России была остановлена и преобразована для военных целей. За эти годы несколько десятков автомобилей было произведено для политической элиты и военных чиновников. В 1943 году многие отрасли промышленности были обоснованы в районах, удаленных от немецкого наступления. Когда война подходила к концу, производители сделали несколько опытных образцов в конце 1940-х годов, что дает некоторые подсказки о том, что могло было будущего послевоенного производства. Только новых автомобильных моделей начала в этот период были несколько грузовиков, которые часто используются в военных целях.

В период после Второй мировой войны правящие элиты и богатые вообще хотели новые автомобили, чтобы заменить свои старые довоенные. Вскоре русская автопроизводители начали работать над новыми моделями легковых автомобилей, наряду с новыми грузовиками и автобусами. Среди новых моделей самым интересным определенно был САЗ-315, с его аэродинамическим дизайном, большой семейный автомобиль. Этот автомобиль был действительно революцией, так как это было самым современным дизайном и первый русский автомобиль, чтобы были сигналы поворота, электрическим нагревателем и встроенным радио. Он стал лучшим автомобилем России продажи пассажирским автомобилем первого послевоенного массового производства.

В сельской местности также богатые кулаки были заинтересованы в автомобильном транспорте. Некоторые из военных отраслей промышленности, которые предоставили Белой армии внедорожников начали производить аналогичные транспортные средства для использования в гражданских целях в сельской местности, а дороги там были довольно суровыми. Но опять же было САЗ которая была самой революционной, когда он начал САЗ-355 в 1951 году, в основном четыре версии приводом своей модели САЗ-315. Сегодня он считается предшественником первого роскошного внедорожных транспортных средств, которые только появились в Западной Европе, двадцать лет спустя. Это период сильной автомобильной экспансии, но только для тех, кто мог позволить себе автомобиль.

Похожее

avtoyu.ru

Первый русский автомобиль. Автомобилизация России. Автомобилестроение в СССР

Отказ от стихийного развития автомобилизации был предопределен плановым характером социалистического государства. Автомобилю, уже укоренившемуся в ряде стран как транспортное средство, крупный предмет частной собственности и предпринимательства, символ положения человека в обществе, предстояло впервые занять место в социалистической стране.

Но прежде чем говорить о советском автомобилестроении, коротко — о его дореволюционных предшественниках.

Первый русский автомобиль

Русские промышленники сомневались в необходимости развития отечественного автомобильного производства. Ссылались на бездорожье, низкую покупательную способность населения, отсутствие нужных сортов стали и станков. Но главная причина была иная. В интересах иностранных фабрикантов, располагавших большой долей капитала в русской промышленности, правительство установило пошлины на ввоз автомобилей, в несколько раз меньшие, чем на ввоз деталей и материалов. Поэтому, как писала в 1911 году правительству дирекция Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), было «выгоднее ввозить в Россию готовые автомобили, чем изготовлять их у нас в стране».

Все же иные машиностроители надеялись преодолеть эти препятствия. Первый русский автомобиль сконструирован флотским лейтенантом Е. Яковлевым и владельцем каретных мастерских в С.-Петербурге инженером П. Фрезе в 1896 году. В самом конце XIX в. Фрезе построил также своеобразные аккумуляторные омнибус и кэб по проекту инженера И. Романова. Компактность кэба достигалась расположением поста управления над аккумуляторной батареей, позади кузова, очень легкого, благодаря применению облицовки из материала, который мы сегодня назвали бы древопластиком. Возвышавшаяся над крышей кузова фигура водителя — любопытная черта романовского электромобиля. Она вызывает в памяти ливрейных лакеев на запятках карет и… «самокатку» И. Кулибина.

Начало производства автомобилей в России

Производство автомобилей пытались наладить велосипедные, машиностроительные, каретные мастерские и заводы в Москве, С.-Петербурге, Ростове-на-Дону, Риге.

Завод «Лесснер» в С.-Петербурге выпускал ежегодно полтора-два десятка больших машин по проектам русского инженера Б. Луцкого, руководившего берлинской фирмой «Даймлер—Луцкой». Однако многие русские автомобилисты охотнее покупали машины зарубежных марок. Марка «Лесснер» просуществовала немногим более 5 лет.

Инженер-механик И. Пузырев открыл на своем заводе в 1911 г. производство легковых автомобилей собственной конструкции, рассчитанных на дорожные условия России. Все 40 выпущенных автомобилей марки «Пузырев» отличались прогрессивными элементами. Увы, в 1914 г. пожар на заводе уничтожил восемь собранных автомобилей и комплекты деталей еще для 15, тем самым прекратив существование фирмы.

Производство автомобилей в России

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО И СОВЕТСКОГО АВТОСТРОЕНИЯ. ПЕРВЫЕ ЧЕТЫРЕ АВТОМОБИЛЯ – ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ОСТАЛЬНЫЕ ПОКАЗАННЫЕ ЗДЕСЬ АВТОМОБИЛИ РАЗРАБОТАНЫ И ВЫПУЩЕНЫ НЕБОЛЬШИМИ ПАРТИЯМИ В ПЕРВЫЕ 10 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Производство автомобилей на РБВЗ началось в 1909 году по проектам и под руководством бельгийского инженера Ж. Поттера. Завод выпустил за 7 лет около 700 автомобилей. Единственное, что давало возможность продавать автомобили «Руссо-Балт», — это их исключительная добротность. Конструкцию отличали поршни и картеры из алюминиевого сплава, цепной привод распределительного вала, шарикоподшипники, электроосвещение. До 1913 года использовались импортные детали, затем завод полностью перешел на самостоятельное производство.

Инженер П. Шиловский с помощью английской фирмы «Уолсли» построил в 1915 году опытный образец одноколейного автомобиля (монотраса), некое сочетание автомобильного кузова с мотоциклом. Особенность машины — приводимый двигателем гироскоп, позволявший ей сохранять устойчивость при малой скорости движения и остановках в пути. К одноколейной схеме автомобиля не раз возвращались. Ей приписывают, кроме маневренности, проходимости, жесткости конструкции, еще и возможность создания кузова с весьма обтекаемой формой, без выступающих колес.

Конечно, для страны с 150-миллионным населением, занимающей шестую часть обитаемой суши, парк в 15—20 тыс. автомобилей, производство сотни машин в год и очень редкая сеть дорог (0,1 км в России вместо 10 км дорожных полос в Западной Европе на 100 кв. км), в основном грунтовых, — это характеристики, уступающие мировому уровню первых двух десятилетий нашего века… в 100 раз! Автомобилизации в царской России, несомненно, не было.

Производство автомобилей в России

Но в условиях нищеты населения, неразвитой промышленности, низкопоклонства знати перед всем «западным», бездорожья, сурового климата деятельность ранних русских автомобилистов и автомобилестроителей была подвигом, а серийный выпуск автомобилей — коммерческим и техническим успехом, заслуживающим записи в анналы истории.

Начало автомобилестроения в СССР

В событиях Великой Октябрьской социалистической революции броневики, грузовые и легковые машины, ощетинившиеся красногвардейскими штыками, стали своеобразными символами Революции. Но их было немного. Советской России досталось всего 8 тыс. автомобилей, из них не более 3 тыс. годных к эксплуатации. Остальные оказались в распоряжении белых армий или заполняли «автокладбища».

В стране решались сложнейшие проблемы. Среди них — проблемы транспорта, в том числе автомобильного. Они отчетливо делятся на две категории.

Первая — проблемы срочные: направить на перевозку хлеба 137 петроградских грузовиков, которые «там бесполезны»; в связи с освобождением города Грозного и нефтяных промыслов от белогвардейцев особо охранять и экономно расходовать грозненский запас автомобильного топлива. Придать агитационным железнодорожным поездам вспомогательные мотоциклы, автомобили. Отремонтировать поступившие с фронтов броневики и санитарные машины; недостроенные до революции автомобильные заводы превратить в ремонтные. С момента национализации заводов в конце 1918 года до начала «настоящего» автомобильного производства в 1924 году было отремонтировано 3 тыс. автомобилей. В 1921 году московский завод АМО (ныне ЗИЛ) полностью освоил выпуск новых двигателей для автомобилей «Уайт», а к 1924 году изготовлял три четверти деталей и узлов этих грузовиков.

Вторая категория проблем — перспективные. Уже в 1918 году была организована Центральная автолаборатория, в 1921 году преобразованная в Научный автомоторный институт (НАМИ), существующий поныне; централизовано управление автомобильной промышленностью для подготовки к серийному производству автомобилей.

Автомобиль «Руссо-Балт»

Автомобиль «Руссо-Балт» — экспонат Политехнического музея в Москве

Как только отгремела гражданская война, советский народ устремился на стройки. В октябре 1922 года газета «Известия» поместила под заголовком «Праздник первого автомобиля» рассказ о легковой машине, созданной бронетанкоремонтным заводом БТАЗ в Филях, под Москвой (эвакуированном из Риги РБВЗ). На заводском митинге Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинин сказал: «Выпуск первого автомобиля пробивает брешь в нашей технически слабой стране. Одна ласточка весны не делает, и потому первый выпущенный автомобиль должен явиться лишь звеном огромной цепи». В основу конструкции БТАЗа была положена модель «С» «Руссо- Балта». Но она претерпела существенные изменения. Мощность двигателя увеличили. Укоротили колесную базу — это улучшило проходимость автомобиля по плохим дорогам. Переработали коробку передач. Радиатору придали более современную форму, линии кузова выпрямили, снабдили его электрическим освещением, буфером.

Выпуск автомобилей «Уайт» на заводе АМО и «Руссо-Балт» на БТАЗ послужил хорошей школой, но не вышел за пределы небольших партий. Они не могли удовлетворить нарастающей потребности в безрельсовом транспорте и не определяли облик автомобильного парка. Преобладали восстановленные конструкции дореволюционного выпуска и новенькие импортные, доля которых возрастала, пока советские заводы не освоили массового производства автомобилей.

Производство автомобилей в России

Документы эпохи: автомобили служат советскому народу. Вверху — в первую Октябрьскую годовщину на Красной площади в Москве; внизу — открытка 20-х годов «На помощь селу!»

В 1924 году положено начало государственному пассажирскому и коммунальному автотранспорту. На улицы Москвы вышли закупленные за рубежом темно-вишневые автобусы, черные такси и синие двухместные автомобили для сбора почты. Происходили и другие важные события в автомобильном деле — организация Центрального управления государственных автомобильных заводов, акционерного общества «Автопромторг» по торговле автомобилями, Московского и Петроградского автоклубов, подготовка завода АМО к выпуску автомобилей собственной конструкции, успешное испытание аэросаней отечественного изготовления, выход в свет журнала «Мотор» (ныне «Автомобильный транспорт»). Но самое главное событие — автомобильный пробег 1923 года по маршруту Москва — Смоленск — Псков — Петроград — Тверь — Москва (2000 км).

Его организовали для отбора образцов, которые надлежало изучать будущим советским автомобилестроителям. В пробеге участвовал 51 легковой автомобиль, в большинстве нового выпуска — с остроносыми радиаторами, вакуумной подачей топлива, дисковым сцеплением, батарейным зажиганием вместо прежнего магнето. Все же попадались и архаические конусные сцепления, и задние шины увеличенного размера, и 3/4-эллиптические рессоры. Все кузова были открытые, со складным тентом, так называемого типа «Торпедо».

БТАЗовские «Руссо-Балты» уступали по динамике и экономике импортным машинам. Этого следовало ожидать: несмотря на улучшение внешнего вида и изменение конструкции, в основе своей они устарели лет на десять… Показатели их надежности и проходимости оказались более благоприятными: один из трех БТАЗов закончил пробег без единого штрафного очка за поломки.

Производство автомобилей в России

Плакат акционерного общества «Автопромторг» — экспонат павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1925)

Призы за наибольшее соответствие условиям нашей страны получили автомобили «Фиат» — легковой и грузовой (пробег 15 грузовых машин проходил параллельно по сокращенному маршруту).

Конструкцию БТАЗ не сочли пригодной для постановки на производство; нужно было создавать что-то новое, максимально учитывая мировой опыт. Что же касается грузовиков, то «Фиат» и раньше был принят к производству на заводе АМО, но и его конструкция требовала существенной модернизации.

С такими итогами подошли советские специалисты к началу промышленного выпуска автомобилей.

Источник: Ю A. Долматовский «Автомобиль за 100 лет»

www.thingshistory.com