Как правильно: Пóрше или Поршé? Порше это что


7 «Порше», о которых ты ничего не знал

Знаменитая фирма из Штутгарта в эти дни громко празднует 70-летний юбилей. Недавно на трассе Moscow Raceway прошел Sportscar Together Day, посвященный этой важной для всех любителей спорткаров и автогонок дате. Ты вот, наверное, думаешь, что за всю свою историю Porsche выпускала всего три модели: легендарный 911-й и кроссоверы Cayenne и Cayenne предыдущего поколения. Спешим тебя огорчить: редких, отпадных и просто неожиданных тачек, созданных инженерами и конструкторами Porsche, больше в разы.

7 «Порше», о которых ты ничего не знал

Думал, первый седан Porsche называется Panamera? А вот и нет. Проект «тип 542» появился на свет еще в 50-х годах прошлого века. Этот седан немцы построили по заказу американской фирмы «Студебекер». Янки платили долларами — большими долларами! Правда, пока инженеры «Порше» сидели за кульманами, дела «Студера» резко пошли под откос. В итоге готовый прототип оказался никому не нужен. Жаль, интересная машинка получилась…

7 «Порше», о которых ты ничего не знал

Как видишь, и первый внедорожник в Штутгарте построили задолго до твоего любимого «Кайенна». Полноприводной «Ягдваген» создавали в рамках тендера на поставку в части Бундесвера легкого разведывательного внедорожника. Porsche type 597 получился качественным, проходимым и даже водоплавающим, но… слишком дорогим. Что для Porsche, впрочем, вполне естественно. Как следствие, «бундесверовский» контракт достался более простому по конструкции, но и более дешевому DKW Munga.

7 «Порше», о которых ты ничего не знал

В начале 70-х, когда по всему миру долбанул топливный кризис, немецкие инженеры крепко призадумались. А что если бензин будет дорогим всегда, а спрос на новые автомобили упадет до плинтуса? Ответом на худший вариант развития событий стал концепт-кар Porsche FLA, который еще часто называют проектом «вечного автомобиля». Много алюминия и прочные пластмассы в конструкции отвечали за то, чтобы в машине ничего не ржавело, а низкофорсированный двигатель (75 л.с. при 2,5 л рабочего объема) и 3-ступенчатый «автомат» должны были обеспечить ресурс от Земли до Солнца и обратно. К счастью, худшие времена в автомобильной промышленности так и не наступили. Порадуемся, что «вечный» Porsche FLA остался музейной редкостью.

7 «Порше», о которых ты ничего не знал

Смешная аббревиатура расшифровывается как Porsche Experimental Prototype. По сути, это прообраз того, что современные автомобильные компании называют «модульной платформой». PEP как детский конструктор состоял из сборных блоков. К основной центральной части можно было прицепить любые варианты переда и зада: с разными подвесками, моторами и типами привода. Этот «Порше» не претендовал на серийное производство, а был задуман как инструмент в помощь инженерам и конструкторам. И это правильно: другого столь страшного купе еще поискать...

7 «Порше», о которых ты ничего не знал

Сегодня автомобильная промышленность Китая — крупнейшая в мире, но еще в начале 90-х ее, по сути, не существовало. И в один прекрасный день правительство КНР решило все поменять. Был объявлен тендер на разработку массового, народного автомобиля. Этакий китайский «Фольксваген-Жук» на новый лад. Свой прототип под суливший огромные барыши проект сделали и в Porsche. Прототип С88 сочетал практичность, надежность и невысокую стоимость производства. Китайцам, говорят, очень понравилось. Они все посмотрели, все замерили, все записали, а потом сказали: «Спасибо большое! Дальше мы справимся и без вас». Поросячья этика..

7 «Порше», о которых ты ничего не знал

Если на Mercedes-Benz в 124-м кузове ты видишь значок Е500, то знай: перед тобой уникальный спортседан, построенный совместными усилиями двух знаменитых штутгартских автомобильных компаний. Оснащенный 5-литровым атмосферным V8 мощностью 326 л.с. «Волчок», как уважительно называли E500, разгонялся до сотни всего за 5,5 с. Стоила тачка как опора Крымского моста, но покупали ее все равно охотно. Общий тираж суперседан превысил 10 тысяч экземпляров.

7 «Порше», о которых ты ничего не знал

Сюрприз? Не ожидал? Ну и напрасно. Германию и Советский Союз в инженерно-конструкторском плане много связывало. И в военную пору, и в мирные времена. Скажем, в свое время Porsche предлагала вариант рестайлинга для заднеприводных «жигулей», а затем принимала самое активное участие в разработке всем нам знакомой и многими любимой «восьмерки». Круто?! А тож! Выходит, и в твоей первой тачке есть частичка инженерного гения Porsche, которым мир восхищается уже 70 лет!

www.maximonline.ru

Porsche - это... Что такое Porsche?

(Dr.Ing. h. c. Ferry Porsche AG)

немецкая автомобильная компания. Штаб-квартира находится в Штутгарте. Компания основана известнейшим конструктором Фердинандом Порше-старшим как дизайн-бюро в 1931 в Германии. Для компании «Авто-Унион» в 1936 году был разработан гоночный автомобиль Type 22. В этом же бюро, как известно, разрабатывалась модель знаменитого «Жука» «Фольксваген», имевшего и другое название —Type 60. В послевоенной Германии в 1948 компания запускает первый автомобиль под именем «Порше» — небольшой спортивный «Порше 356» с форсированным фольксвагеновским двигателем и купе обтекаемой формы. «356» выпускалась до 1965 и послужила базой для модели Carrera («Каррера»). Новая удача компании — спортивная модель RSC с абсолютно новым двигателем и оригинальным коленвалом на роликовых подшипниках. Дело Порше-старшего продолжил его сын Ферри. «Каррера» 1965 года получила двигатель 550, с системой смазки типа «сухой картер» и двумя свечами на цилиндр — довольно сложный механизм, с коленчатым валом на роликовых подшипниках и двумя распределительными валами на каждый цилиндр, приводимыми в движение сложной системой конических шестерен. Сын Ферри, Фердинанд Александр, руководил разработкой нового автомобиля «Порше 911», миниатюрного купе с шестицилиндровым двигателем, появившегося в 1963. Мотор у этой модели, как в свое время у «Жука», располагался позади, вне колесной базы. Этот шестицилиндровый механизм с горизонтальным расположением цилиндров и воздушным охлаждением, одним кулачковым валом на каждый ряд цилиндров, смазкой «сухим картером» и непривычно жестким коленчатым валом, достигал мощности 130 л.с. Малышка «911» стала родоначальницей целого модельного ряда, популярного и до сих пор. С двигателем 911 в 1969 выпускается спортивный VW Porsche 914, впервые завоевавший титул чемпиона мира среди производителей. В 1970 эта модель выиграла ралли в Монте-Карло. В настоящее время компания, ставшая акционерным обществом, продолжает усовершенствовать пользующуюся успехом модель 911. Самый мощный и быстрый в этой серии полноприводный 911 Turbo имеет много поклонников. 911GT1 — оригинальный дорогостоящий автомобиль, выпускается только по индивидуальным заказам и при всех качествах настоящего гоночного автомобиля может с успехом использоваться для обычной городской жизни. Хитом компании стала спортивная модель Boxter («Бокстер»), спрос на которую в настоящее время удовлетворяется не полностью. Продолжена и линия модели «Каррера», заденеприводный вариант которой, модель 4S, появился только в 1997. Компания постоянно продолжает поиски новых конструктивных решений.

Автомобильный словарь. 2014.

avto_ru.academic.ru

порше - это... Что такое порше?

  • Порше — (нем. Porsche): Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG  немецкая компания, всемирно известный производитель спортивных автомобилей класса «люкс». Porsche Automobil Holding SE немецкий холдинг в состав котороого входит Volkswagen Group и Dr. Ing. h.c. F …   Википедия

  • Порше — – марка автомобиля, Германия. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • Порше Ф. — Фердинанд Порше Ferdinand Porsche Род деятельности: инженер Дата рождения: 3 сентября 1875 …   Википедия

  • Порше — (неизм.) немецкая автомобильная компания, возглавляющая холдинг Porsche Group. Специализируется на производстве высококлассных спортивных автомобилей, дизайнерских услугах и финансовых операциях. Название – по имени Ф. Порше. Фердинанд Порше… …   Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • Порше — (Dr.Ing. h. c. Ferry Porsche AG) немецкая автомобильная компания. Штаб квартира находится в Штутгарте. Компания основана известнейшим конструктором Фердинандом Порше старшим как дизайн бюро в 1931 в Германии. Для компании «Авто Унион» в 1936 году …   Автомобильный словарь

  • "ПОРШЕ" — (Porsche) назв. спортивных и туристских автомобилей одноимённой западногерм. фирмы, выпускаемых с 1948. В 1986 изготовлялись автомобили с кузовами ручной работы и высокими динамич. качествами. Рабочий объём двигателей 2,5 5 л, мощность 110 331… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • порше — п орше, нескл., муж. (авто мобиль) …   Русский орфографический словарь

  • порше — нескл., м. (автомобиль) …   Орфографический словарь русского языка

  • ПОРШЕ Фердинанд — ПОРШЕ (Porsche) Фердинанд (3 сентября 1875, Мафферсдорф, Австрия 30 января 1951, Штутгарт), австрийский инженер, создатель знаменитого немецкого автомобиля «Фольксваген (см. ФОЛЬКСВАГЕН)» («жук»). Получил техническое образование в Райхенберге.… …   Энциклопедический словарь

  • ПОРШЕ (компания) — ПОРШЕ (Porsche) немецкая автомобильная компания с головным офисом в Штутгарте, основана конструктором Фердинандом Порше (см. ПОРШЕ Фердинанд) старшим в 1931. В довоенные годы предприятие Порше занималось разработкой моделей автомобилей по заказу …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Порше - это... Что такое Порше?

    (Dr.Ing. h. c. Ferry Porsche AG)

    немецкая автомобильная компания. Штаб-квартира находится в Штутгарте. Компания основана известнейшим конструктором Фердинандом Порше-старшим как дизайн-бюро в 1931 в Германии. Для компании «Авто-Унион» в 1936 году был разработан гоночный автомобиль Type 22. В этом же бюро, как известно, разрабатывалась модель знаменитого «Жука» «Фольксваген», имевшего и другое название —Type 60. В послевоенной Германии в 1948 компания запускает первый автомобиль под именем «Порше» — небольшой спортивный «Порше 356» с форсированным фольксвагеновским двигателем и купе обтекаемой формы. «356» выпускалась до 1965 и послужила базой для модели Carrera («Каррера»). Новая удача компании — спортивная модель RSC с абсолютно новым двигателем и оригинальным коленвалом на роликовых подшипниках. Дело Порше-старшего продолжил его сын Ферри. «Каррера» 1965 года получила двигатель 550, с системой смазки типа «сухой картер» и двумя свечами на цилиндр — довольно сложный механизм, с коленчатым валом на роликовых подшипниках и двумя распределительными валами на каждый цилиндр, приводимыми в движение сложной системой конических шестерен. Сын Ферри, Фердинанд Александр, руководил разработкой нового автомобиля «Порше 911», миниатюрного купе с шестицилиндровым двигателем, появившегося в 1963. Мотор у этой модели, как в свое время у «Жука», располагался позади, вне колесной базы. Этот шестицилиндровый механизм с горизонтальным расположением цилиндров и воздушным охлаждением, одним кулачковым валом на каждый ряд цилиндров, смазкой «сухим картером» и непривычно жестким коленчатым валом, достигал мощности 130 л.с. Малышка «911» стала родоначальницей целого модельного ряда, популярного и до сих пор. С двигателем 911 в 1969 выпускается спортивный VW Porsche 914, впервые завоевавший титул чемпиона мира среди производителей. В 1970 эта модель выиграла ралли в Монте-Карло. В настоящее время компания, ставшая акционерным обществом, продолжает усовершенствовать пользующуюся успехом модель 911. Самый мощный и быстрый в этой серии полноприводный 911 Turbo имеет много поклонников. 911GT1 — оригинальный дорогостоящий автомобиль, выпускается только по индивидуальным заказам и при всех качествах настоящего гоночного автомобиля может с успехом использоваться для обычной городской жизни. Хитом компании стала спортивная модель Boxter («Бокстер»), спрос на которую в настоящее время удовлетворяется не полностью. Продолжена и линия модели «Каррера», заденеприводный вариант которой, модель 4S, появился только в 1997. Компания постоянно продолжает поиски новых конструктивных решений.

    Автомобильный словарь. 2014.

    avto_ru.academic.ru

    Порше 911 - это... Что такое Порше 911?

    Porsche 911

    Porsche 911 на викискладе

    Общие данные

    Года пр-ва: 1964 — настоящее время

    На рынке

    Другое

    Porsche 911 (читается как девять одиннадцать, нем. Neunelfer) — спортивный автомобиль производства компании Porsche AG (Штутгарт, Германия).

    С самого начала 911 модифицировался специальными командами и самим концерном для гонок, ралли и других видов автомобильных соревнований. Самой удачной модификацией часто называется 911 Carrera RSR выигравшая в середине 1980-х главные мировые соревнования (такие как Targa Florio, 24 часа Дайтоны, 12 часов Себринга, 24 часа Нюрбургринга). 935 turbo также попал в 24 часа Ле-Мана.

    В международном голосовании автомобиль века, 911 заняла пятое место после Ford Model T (1 место), Citroën DS (3 место) и Volkswagen Beetle (4 место). Это самое удачное живучее решение с воздушным охлаждением (в настоящее время водяным) и оппозитной заднемоторной компановкой прообразом для которой был Volkswagen Beetle, с увеличеными оригинальными 25 PS (PS (нем. Pferdestärke) - устаревшая германская система измерения мощности автомобиля, 1 PS 0,7355 кВт) десятикратно или тридцатикратно для турбированных гоночных машин. Это третий старейший спортивный автомобиль, производимый до сих пор, после Chevrolet Corvette и Nissan Skyline.

    Эволюция Porsche 911

    • Porsche 911 classic (1964-1989)
    • Porsche 964 (1989-1993)
    • Porsche 993 (1993-1998) широкий кузов
    • Porsche 996 (1999-2004) новый кузов и водяное охлаждение
    • Porsche 997 (2004-н.в)

    Специальные модификации

    "Carrera", "GT3", "Turbo" и другие относятся к специализированным решениям.

    Серии с буквами (А, В, С и т.д.) используются Porsche для обозначения ревизии производимых автомобилей. Часто изменялись ежегодно для обозначения новых изменённых моделей в новом году. Первые модели 911-ых были "А серии", первые модели 993 шли "R серии".

    Двигатели с воздушным охлаждением (1963-1996)

    Porsche 911 classic (1963-1989)

    Porsche 911 - 1968 год

    Основная статья: Porsche 911 classic

    Porsche 911 classic был разработан как более мощный, больший и более комфортабельный автомобиль на смену Porsche 356 - первой модели компании, в основном это была спортивная эволюция Volkswagen Beetle. Новый автомобиль дебютировал в 1963 на Франкфуртском автосалоне[1]. Изначально он разрабатывался как "Porsche 901" (901 является его внутренним номером в компании). Но Peugeot имел эксклюзивные права во Франции на имена машин образованных тремя цифрами с нулём по середине. В итоге вместо того, чтобы продавать во Франции автомобиль с другим названием, Porsche изменили название на 911. В 1964 автомобиль поступил в продажу, дав покупателям достойную альтернативу Jaguar E Туре.

    Первая версия 911 имела 130 PS (96 кВт) оппозитный 6-ти цилиндровый двигатель, в конфигурации "boxer", как и в 356, имеет воздушное охлаждение, заднемоторную компановку, смещённый 1991 см3 (сс) (для сравнения, в 356 были четырёхцилиндровые 1600 сс). Автомобиль имел четыре места (но задние сиденья были очень тесные) такие автомобили чаще называли 2+2 чем четырёхместными (356 также был 2+2). Также на Porsche 911 classic устанавливали пятиступенчатую ручную коробку переключения передач "Туре 901". Стайлингом в основном занимался Ferdinand "Butzi" Porsche (сын Ferdinand "Ferry" Porsche). Erwin Komenda - начальник подразделения Porsche ответственного за конструкцию кузова автомобилей, также был вовлечён в разработку.

    Выпуск 356 модели был завершён в 1965, но продажи 4-х цилиндровых автомобилей были продолжены, особенно в США: в этом же году был представлен Porsche 912, как наследник 356 предлагавший 4-х цилиндровый 1600 сс двигатель в кузове Porsche 911.

    В 1966 году Porsche представили более мощную 911S, с увеличенной мощностью двигателя до 160 PS (118 кВт). Литые диски от Fuchs с фирменным пятилепестковым дизайном входили в комплект первое время. В это же время для спортивных среднемоторных Porsche 904 и Porsche 906 был разработан двигатель мощностью 210 PS (154 кВт).

    В 1967 была представлена версия с кузовом Тарга. Тарга имела прутья из нержавеющей плакированной стали, это было сделано изза того что NHTSA (национальная администрация США по безопасности скоростных трасс) могла запретить полностью открытые кабриолеты (важный рынок для Porsche 911. Название Тарга (итал. щит) пошло от соревнований «Тарга Флорио» (итал. Targa Florio) в Сицилии (Италия), в котором Porsche побеждала до этого семь раз с 1956 года, и четыре раза после (до 1973 года). Серийная Тарга имеет сьёмную крышу и сьёмные задние пластиковые окна (версии с фиксированными стеклянными окнами предлагали до 1968 года).

    Версия 110 PS (81 кВт) 911T также была выпущена в 1967 и эффективно заместила 912. Основная 130 PS (96 кВт)-сильная модель была переименована в 911L. 911R имела очень ограниченное производство (всего 20 штук), позиционировалась как легковесная гоночная версия с тонкими алюминиевыми дверями, магниевым картером, Twin Spark (двух искровые) цилиндры мощность двигателя 210 PS (154 кВт).

    В 1969 была представлена публике серия B: колёсная база для всех моделей 911 и 912 была увеличина с 2211 до 2268 мм для улучшения сцепления автомобиля с дорогой. Суммарная длина автомобиля осталась прежней: задние колёса были смещены к краю. Модель с полуавтоматической коробкой переключения передач Sportomatic[2] была также добавлена в производственную линейку.

    2,2 л модель 911E была прозвана «Секретным оружием Цуффенхаузена (нем. Zuffenhausen)». Несмотря на низкую полезную мощность 911E (155 PS - 114 кВт), в сравнении с 911S (180 PS - 132 кВт), 911E быстрее разгонялась до 160 км/ч.

    В 1972–1973 годах линейка состояла из тех же моделей, но с новым бо́льшим 2341 cc двигателем. Двигатель часто упоминался как 2,4 л, хотя по характеристикам был ближе к 2,3 л двигателям. 911E и 911S использовали механический впрыск топлива. 911T был оснащён карбюратором. В январе 1973 американские 911T также получили системы K-Jetronic CIS (от англ. Continuous Fuel Injection - последовательного впрыска топлива) от Bosch.

    С увеличением мощности и крутящего момента, 2,4 л машины также получили новую трансмиссию, идентифицированную Porsche как тип 915.

    911 Carrera RS (1973 and 1974)

    Porsche 911 Carrera RS, 1973

    Эту модель особо выделяют коллекционеры и она считается лучшей из классических 911. RS - аббревеатура от немецкого Rennsport (русск. автоспорт). Название carrera было реанимировано от Porsche 356 которая получила свое название после победы Porsche в соревнованиях Carrera Panamericana, проходивших в Мексике в 1960-х годах.

    В сравнении со стандартной 911s, Carrera 2,7 RS имела двигатель с бо́льшим объемом (2687 cc) с MFI, усовершенствованную более жесткую подвеску, задний спойлер «утиный хвост», бо́льшие тормоза, более широкие задние колеса и крылья.

    Серия 964 (1989–1993)

    1993 Porsche 911 Carrera

    Основная статья: Porsche 964

    В конце 1989, серия 991-х претерпела главную эволюцию, с приходом поколения типа 964.

    Основанная на большом количестве инновационных технологий от 959, 964 стал очень важным автомобилем для Porsche, так как из-за мировая экономика претерпела рецессию компания уже не могла рассчитывать только на свой имидж. Также была выпущена Carrera 4 («4» обозначает полный привод), это решение многих удивило, но продемонстрировало, что приверженность компании к разработкам гоночных и раллийных автомобилей также оказывает влияние и на её дорожные автомобили. Коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля был снижен до 0,32. Задний спойлер разворачивался на высокой скорости, не портя чистоту линий автомобиля во время его стоянки. Платформа была переработана полностью. В автомобиле появились ABS и гидроусилитель руля. Двигатель был увеличен до 3600 cc и выдавал 250 PS (184 кВт). Заднеприводную Carrera 2 представили годом позже.

    Водяное охлаждение (1997-н.в.)

    Серия 996 (1997-2004)

    Основная статья: Porsche 996

    996 Carrera

    После 34 лет производства знаменитые 911 с воздушным охлаждением были замещены моделями с водным охлаждением. Известные как Тип 996 они были главной переменой

    По версии журнала Auto Bild, публикуещим ежегодные рейтинги надёжности автомобилей в ФРГ AUTO BILD TÜV-Report, Porsche 911 стала самым надёжным автомобилем среди легковых автомобилей в 2009 году в 3-х возрастных группах: от 4 до 5, от 6 до 7 и от 10 до 11[3].

    Серия 997 (2005–н.в.)

    997 Carrera S

    Основная статья: Porsche 997

    В 2004 году 911 претерпели серьезные изменения (на смену линейке 996-ых пришли 997-ые), показанные в июле. 997 получили базовый профиль от 996 (снизив коэффициент аэродинамического сопротивления до 0,28), но с очертаниями от 993. В дополнение новая передняя часть автомобиля напоминает старшее поколение традиционными фарами «глаза жука», интерьер также был переделан с использованием строгих линий предыдущих поколений, при этом смотрелся оригинально и современно. От 996 новые 997 унаследовали меньше трети частей, при этом по техническим показателям остались очень близки к предыдущему поколению. Изначально было представлено две версии 997-х - заднеприводные Carrera и Carrera S. Основная Carrera производила 325 PS (239 кВт) своим оппозитным 6-ти цилиндровым 3,6 л. двигателем, более мощная Carrera S с 3,8 л. (также оппозитным 6-ти цилиндровым) двигателем - 355 PS (261 кВт). Помимо этого на более мощной Carrera S также шли 19-ти дюймовые «Lobster fork» колёса, более мощные и большие тормоза, более спортивная подвеска совместимая с PASM (активное управление подвеской Porsche), которое позволяет осуществлять электронную настройку подвески, ксеноновые фары и спортивный руль.

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Как правильно: Пóрше или Поршé?

    Что характерно, барьер из четырех подряд согласных букв в фамилии легендарного Фердинанда Порше в русскоязычном обиходе был преодолен одним махом: варианты типа "Порсче" или "Порсцхе" - это редкие, особо тяжелые случаи. А вот об ударение многие спотыкаются.

    Итак, для начала разберёмся: "Пóрше" или "Поршé"? Откуда в русском языке взялся вариант "Поршé" - в принципе, можно догадаться: в свое время это название было чуждо русскоговорящим, да еще и ассоциировалось с дорогими престижными спорткарами. Поэтому так и подмывало выдать его поизысканнее, помоднее, да на французский манер, с ударением на последний слог.

    Затем появился противоположный вариант - когда спорткарами Porsche стало уже никого не удивить, аристократичное "Поршé" в разговорной речи превратилось в пренебрежительное "Порш". Так произносить легче, да и проблему ударения это решает - гласная-то всего одна.

    Так как же правильно? В принципе, все просто: следует помнить, что в немецких словах - в том числе и в фамилиях - ударение чаще всего ставится на первый корневой слог. Исключения, конечно, есть, но фамилия основателя легендарной марки к ним не относится. Так что никаких других вариантов, кроме как "Пóрше", быть не может в принципе.

    Шикарный Porsche цвета Borsche. Удивительно, но с сочетанием -sch проблем ни у кого не возникает...

    Чтобы не оставалось сомнений, мы, как обычно, решили "сверить часы" с официальным представительством Porsche в России.

    Правильным вариантом произношения считается, когда ударение падает на первый слог - Пóрше. Именно этот вариант используется и звучит одинаково на всех языках мира. Название компании происходит от фамилии ее основателя, Доктора Фердинанда Пóрше (ударение на первый слог). Соответственно, для названия марки произношение осталось неизменным.

    Мария Комарова, менеджер по связям с общественностью и прессой, Porsche Russland

    Кстати, о фамилии - чтобы не оставалось никаких сомнений и вариантов. А немецкая ли она? А вдруг у дядюшки Фердинанда были французские корни, и фамилию надо читать с ударением на последний слог? На самом деле, в биографии Фердинанда Порше действительно не все так уж просто. Родился он в 1875 году в Мафферсдорфе, на тот момент - на территории Австро-Венгрии. На сегодняшний день этот городок называется Вратиславице, и находится он в Чехии. Что еще более интересно - сам клан Порше относится к этнографической группе судетских немцев, которые до 1945 года как раз и жили в приграничных с Чехией районах. Может, фамилия Порше не такая уж и немецкая?

    Наши сомнения развеяли сотрудники немецкой компании Schuco, Ольга Кефер, Томас Эшенбах и Мария Базадзе. Ольга и Томас - граждане Германии, носители немецкого языка, а Мария - профессиональный переводчик с немецкого. Как заверили наши собеседники, фамилия Порше - вполне себе немецкая и действительно произносится с ударением на первый слог. Так говорят и сами немцы, и англичане - а так уж сложилось, что именно на английский язык зачастую ориентируются российские потребители при произношении зарубежных брендов. Причем очень часто - ошибочно: вспомните, опять же, историю с Mitsubishi.

    Хотя стоит признать, что правильно фамилию Порше произносят далеко не на всех языках - арабы и французы, например, частенько "проглатывают" последний слог и произносят фамилию как "Порш". Впрочем, французский язык - это тема для отдельного разговора, и мы к ней обязательно еще вернемся в следующем выпуске нашей рубрики: там очень много всего интересного...

    Ну а что касается Porsche, имейте в виду: каждый раз, когда вы произносите "Поршé" или "Порш", где-то грустит один Фердинанд Пóрше.

    Итак, еще раз:

    ПРАВИЛЬНО: ПóршеНЕПРАВИЛЬНО: Поршé, Порш и все, что вы только сможете сотворить с фамилией великого инженера.

    В предыдущих выпусках:

    Как правильно: "Мицубиси" или "Мицубиши"?Как правильно: "Ламборгини" или "Ламборджини"?Как правильно: "Галлардо" или "Гайярдо"?  

    auto.vesti.ru

    Порше - это... Что такое Порше?

    (неизм.)

    немецкая автомобильная компания, возглавляющая холдинг Porsche Group. Специализируется на производстве высококлассных спортивных автомобилей, дизайнерских услугах и финансовых операциях. Название – по имени Ф. Порше.

    Фердинанд Порше - Ferdinand Porsche (1875–1951)

    австрийский автоинженер и предприниматель. Родился в семье судетских немцев в Мафферсдорфе (ныне Вратиславице над Нисой, Чехия). Наиболее известные его конструкции – «Фольксваген» (знаменитый «жучок»), а также немецкие танки «Тигр» и самоходное орудие «Фердинанд». Автомобили Порше названы по имени его сына, Фердинанда (Ферри) Порше.

    Детство и юность будущего предпринимателя были такими, как у многих. Он учился на вечернем отделении Имперской технической школы в Либерце, а днем помогал отцу, хозяину механической мастерской. В 18 лет переехал в Вену, где работал на предприятии Белы Эггера, а затем на местной каретной фабрике. В 1896 г. на фабрике начали производство автомобилей. В 1898 г. выпущен первый автомобиль конструкции Ф. Порше. В 1902 г. он был призван на военную службу. Служил личным шофером у эрц-герцога Франца-Фердинанда. В 1906 г. был назначен главным конструктором завода Даймлера в Австрии, управляющим директором этой фирмы, а в 1916 г. получил почетную степень доктора технических наук в Венском техническом университете.

    В 1923 г. стал техническим директором заводов Даймлера в Штутгарте. В 1931 г. организовал консультационную фирму в Штутгарте, к работе в которой привлек некоторых из бывших сотрудников. Приступил к созданию автомобиля для среднего класса. В финансирование проекта вложил собственные средства. Идея «народного автомобиля» была поддержана Гитлером. В июне 1934 г. был получен государственный заказ на постройку трех автомобилей-прототипов. К 1936 г. они были построены. Поскольку на заводах «Фольксваген» в Вольфсбурге производились танки, а также использовался принудительный труд, после войны, в ноябре 1945 г., Ф. Порше был выслан во Францию, где ему надлежало в счет репараций подготовить выпуск французского малолитражного автомобиля. Но этот проект не начался из-за разногласий французского правительства и руководителей французской автомобильной промышленности. В декабре 1945 г. Фердинанд Порше, Антон Пьёх и Ферри Порше были объявлены военными преступниками и арестованы. Ферри затем освободили, а Фердинанд и Антон без суда провели 20 месяцев в Дижонской тюрьме. В это время Ферри Порше пытался спасти компанию. Она в конце войны была эвакуирована из Штутгарта и находилась в австрийском городке Гмюнде. Предприятие занималось также ремонтом автомобилей, водяных насосов и лебедок. Был подготовлен к выпуску новый автомобиль Porsche-356. Первые 49 автомобилей были изготовлены практически вручную на территории старой лесопилки.

    Семейство Порше возвратилось в Штутгарт в 1949 г. На вновь построенном заводе стали производиться автомобили марки «Порше»; с заводом «Фольксваген» был заключен договор, и Фердинанд Порше начал получать часть прибыли от продажи «жука», который явился мировым чемпионом продаж автомобилей: было продано 20 млн этих машин. В 1999 г. Ф. Порше был признан самым лучшим автоконструктором столетия.

    Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник. М.Г. Блау. 2010.

    eponym.academic.ru