Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа. Плавающий уаз


Секретный Ягуар: тест уникального плавающего УАЗа - тест-драйвы

— Однажды на спор на плаву дверь открыл. Вода хлынула в салон, но потоком «калитку», как я и рассчитывал, тут же плотно прижало к проему. А еще ради эксперимента с открытыми сливными пробками кузова в реку съезжал. И трюмные насосы справились. — Владимир Иванович Дунаев, человек-легенда УАЗа, водитель-испытатель, многократный чемпион СССР по автокроссу, участник автомобильного восхождения на Эльбрус вспоминает о запасе плавучести «Ягуара» с юношеским задором.

Владимир Иванович Дунаев «воспитал» УАЗ-3907 проекта «Ягуар», научив его ездить и плавать

Инженеры настолько верили в машину, что подчас решались на отчаянно-авантюрные поступки. Например, выводили ее в акваторию с 21 (!) пассажиром на борту вместо расчетных водителя плюс 600 кг груза. А вот воспетую историками байку о водном походе от Ульяновска до Астрахани Владимир Иванович отрицает — не было, мол, такого. Хотя во время испытаний «Ягуар» реально держался на плаву сутками, курсировав по широкой Волге туда-сюда с перерывами только на дозаправку.

Почему «Ягуар»?

Но поначалу прототипы амфибии прятали от посторонних глаз именно здесь, на речке Свияге, — проект считался засекреченным. В декабре 1976 года УАЗу поручили разработать плавающий внедорожник по запросу Минобороны. «Для оснащения десантно-штурмовых частей, подразделений морской пехоты, разведки и других высокомобильных формирований специального назначения, а также в качестве машин управления и связи», — говорилось в задании.

При первом же съезде на воду с заросшего берега у «Ягуара» оторвалось перо гидроруля. Но амфибия сохранила маневренность — так случайно обнаружилось, что на плаву хватает поворота передних колес

Так почему проект назвали «Ягуар», а не «Крокодил», например? Армейская юморная хитрость. Мощнейший миномет «Тюльпан» или тяжелая огнеметная система «Буратино» — из той же серии. К тому же ягуар единственный из кошачьих хищников по природе расположен к купанию. При этом в заводских документах амфибия фигурировала под безликим индексом 3907.

Чем поделился 469-й

За основу взяли УАЗ-469. Неприхотливый «козлик» полюбился военным, да и время надо было экономить. Однако конструкторам дали некоторую свободу действий, и уазовцы оторвались по полной — «Ягуар» собрали мозаикой из необычных решений. Фактически, с серийного внедорожника на амфибию перешли лишь общая компоновка, рессорные подвески и мосты с колесными редукторами, увеличивающими дорожный просвет.

Волноотражатель откидывается руками, без инструмента. Но Владимир Иванович говорит, в экстренной ситуации можно было нырнуть и без подготовки

Базу оставили штатной — 2380 мм, но раму нарастили спереди и сзади, чтобы обеспечить машине плавучесть. Поэтому «Ягуар» выглядит несколько неуклюже с пухлым кузовом и большими свесами. Его, кстати, резонно считать несущим, так как скелет вварили в герметичный корпус.

Под капот поставили на тот момент свежий карбюраторный мотор УМЗ-414: 2,5 л рабочего объема, 77 л.с. мощности. Владимир Иванович вспоминает, поначалу УАЗ-3907 и 500 метров осилить не мог — перегревался движок в замкнутом объеме. И тогда Дунаев предложил гениальный ход: систему охлаждения как бы развернули на 180 градусов. Холодный воздух поступал в отсек из трюма и решеток у ветровых стекол, протягивался сквозь радиатор и выбрасывался наружу через волнорез. Проблему как рукой сняло! Что на плаву, что в пустыне, что в горах температура держалась в рамках дозволенного.

Во время загрузки произошла ошибка.Уникальные кадры заплыва «Ягуара». Машина разгонялась по воде до 9 км/ч, держала шторм до 2 баллов, попавшую внутрь влагу откачивали два насоса — механический под полом кабины и электрический в моторном отсеке. Увы, сейчас резиновые уплотнения пришли в негодность, поэтому окунуть уникальную амфибию в речку мы не решились

Полностью синхронизированную четырехступенчатую механику с оригинальными передаточными числами тогда тоже применили впервые. А уж постоянный полный привод с понижайкой и блокировкой межосевого дифференциала (как на классической «Ниве») ждут на серийных УАЗах до сих пор, хотя такую трансмиссию получили даже самые первые прототипы «Ягуара» в начале 80-х и успешно ее использовали. Уазовские испытатели, впрочем, эту схему не особо жалуют. Мол, классический парт-тайм привычнее: машина по асфальту легче идет, а уж на бездорожье передок всегда успеешь подключить.

Когда глушитель спереди

Но сейчас мы шпарим как раз по шоссе, где «Ягуар» способен развить около 100 км/ч. Если водитель не вырубится. Потому как едкий запах топлива и выхлопных газов сначала веселит (аромат истории!), потом утомляет, а через полчаса заставляет искать противогаз. Оба бензобака под полом, выпуск выведен вперед под бампер, так что автомобильный флер бьет в нос постоянно.

Полностью груженый «Ягуар» разгонялся до 80 км/ч за бесконечные 36 с. Расход топлива в таком режиме достигал 18 л/100 км. Но с так называемыми скоростными мостами опускался до 11

Тут бы убрать тент, сложить рамку ветровых стекол — такую возможность предусмотрели изначально, чтобы «Ягуар» было удобнее перевозить и десантировать с самолетов. Правда, кое-где мягкий верх крепится планками на болтах — полностью раздеться и одеться по-армейски, пока горит спичка, не выйдет. Военных это устраивало.

Не запутайся в рычагах

Ухабистое поле, здесь УАЗ в своей стихии. В кабине кругом голое железо, шумоизоляции, разумеется, нет — движок орет, трансмиссия гудит, герметичный кузов с тентом только усиливает звуковые эффекты. Зато «Ягуар» легко шпарит по колдобинам в «асфальтовом» темпе без намека на пробой подвесок. Хотя трясет, конечно, изрядно, и если спереди два стульчика относительно мягкие, то на задних продольных лавках только в распор можно удержаться.

Для армейского автомобиля «Ягуар» внутри на удивление уютен

Тем не менее, от базового 469-го «Ягуар» выгодно отличается эргономикой. Для амфибии придумали оригинальную переднюю панель с человеческой комбинацией приборов, пластиковой накладкой во всю ширину и даже мягким поручнем переднего пассажира — о такую ручку приложиться коленом не больно, да и держаться за нее приятно.

Водительский инструментарий без затей — сборная солянка из разных советских машин, новобранец освоился бы за пять минут. Даже ключа зажигания нет: двигатель запускается поворотом «флажка». Из необычного разве что частокол рычагов, торчащих вразнобой из пола, словно иголки из ежа. На левой двери есть табличка-подсказка, как с этим хозяйством управляться. И лучше эту информацию заучить, поскольку в «Ягуаре» рычагами не только передачи переключаются, но и задействуются внедорожные системы: подключается механическая лебедка, гребные винты, блокируется межосевой дифференциал и врубается понижающая передача.

Во время загрузки произошла ошибка.Гребные винты разместили так, чтобы они не снижали проходимость

30 лет без ремонта

Пользоваться вездеходным арсеналом приходится часто. Потому как главная проблема «Ягуара» — вялый двигатель, с трудом таскающий по колеям и грязи двухтонную амфибию. «Дизель бы сюда...», — сетует Владимир Иванович. Но тогда у инженеров выбора особо не было.

Дефицит тяги отчасти компенсируется понижайкой с передаточным числом 1.98 (то есть крутящий момент почти удваивается), а также умением и напором водителя. Энергоемкие подвески позволяют брать препятствия с ходу, а громадный клиренс в 30 см — страховка от удара корпусом о грунт. Днище, кстати, ровное и гладкое, так что в крайнем случае УАЗ скользит по препятствию, но не застревает на нем. В движении и спасение рук, поскольку усилителя нет — на месте руль не провернешь.

4,7-метровый «Ягуар» вмещал до 7 человек, пять из которых ехали на откидных лавках. Обстановка спартанская, зато очень просторно!

В общем, проходимость «Ягуара» вызывает уважение — с его возможностью держаться на плаву и могучей лебедкой засадить УАЗ-3907 надо постараться. И не забывайте — в наших руках оказался 30-летний музейный экспонат, сохранившийся в оригинальном виде, без реставрации. Поэтому мотор с трудом держит холостые, порой заставляя вытягивать «подсос», синхронизаторы нет-нет да и хрустнут при переключениях, тормоза почти утратили хватку... Но какой же запас прочности заложили в эту машину. «Ягуар» даже сейчас не воспринимается компромиссным. Плавает, словно катер, но и ползает не хуже сухопутного внедорожника.

Перестройка и пустые карманы

А ведь путь от чертежей до готового к производству прототипа УАЗ-3907 проделал всего за три года. Машина успешно выдержала испытания различных комиссий и ведомств. Казалось, вопрос с принятием на вооружение решен. В 1983-м Владимира Ивановича Дунаева в числе прочих сотрудников УАЗа, причастных к созданию «Ягуара», отметили государственными наградами. На заводе началась подготовка сборочной линии, очередная партия экспериментальных машин отправилась на изнуряющие ресурсные тесты.

Несмотря на длинные свесы, с «геометрией» порядок: угол въезда — 34 градуса, съезда — 30 (как у «Патриота», например), до порогов аж 370 мм

Но пока инженеры шлифовали конструкцию амфибии, в СССР задул «перестроечный» ветер, опустошивший карманы даже могущественного Министерства обороны. Военные сказали, как отрезали, — «денег нет». А на гражданские рельсы перевести проект УАЗ не смог или не захотел, производство предпочли загрузить моделью 3160.

В 1990 году очередное достижение советских конструкторов окончательно отправилось в архив, оставив на память лишь несколько сохранившихся экземпляров. В Ульяновске сберегли машину под номером 14, табличка на двери сообщает о 1989 годе выпуска. Судя по всему, это один из последних «Ягуаров». Были ли более поздние версии, уже не припоминают даже сами уазовцы...

auto.mail.ru

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

Оригинал статьи: https://auto.mail.ru/article/65017-sekretnyi_yaguar_test_unikalnogo_plavayushchego_uaza Автор: Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru

Спустя 35 лет мы приехали на амфибии УАЗ-3907 к месту её тайных испытаний

— Однажды на спор на плаву дверь открыл. Вода хлынула в салон, но потоком «калитку», как я и рассчитывал, тут же плотно прижало к проему. А еще ради эксперимента с открытыми сливными пробками кузова в реку съезжал. И трюмные насосы справились. — Владимир Иванович Дунаев, человек-легенда УАЗа, водитель-испытатель, многократный чемпион СССР по автокроссу, участник автомобильного восхождения на Эльбрус вспоминает о запасе плавучести «Ягуара» с юношеским задором.

Инженеры настолько верили в машину, что подчас решались на отчаянно-авантюрные поступки. Например, выводили ее в акваторию с 21 (!) пассажиром на борту вместо расчетных водителя плюс 600 кг груза. А вот воспетую историками байку о водном походе от Ульяновска до Астрахани Владимир Иванович отрицает — не было, мол, такого. Хотя во время испытаний «Ягуар» реально держался на плаву сутками, курсировав по широкой Волге туда-сюда с перерывами только на дозаправку.

Почему «Ягуар»?

Но поначалу прототипы амфибии прятали от посторонних глаз именно здесь, на речке Свияге, — проект считался засекреченным. В декабре 1976 года УАЗу поручили разработать плавающий внедорожник по запросу Минобороны. «Для оснащения десантно-штурмовых частей, подразделений морской пехоты, разведки и других высокомобильных формирований специального назначения, а также в качестве машин управления и связи», — говорилось в задании.

Так почему проект назвали «Ягуар», а не «Крокодил», например? Армейская юморная хитрость. Мощнейший миномет «Тюльпан» или тяжелая огнеметная система «Буратино» — из той же серии. К тому же ягуар единственный из кошачьих хищников по природе расположен к купанию. При этом в заводских документах амфибия фигурировала под безликим индексом 3907.

Чем поделился 469-й

За основу взяли УАЗ-469. Неприхотливый «козлик» полюбился военным, да и время надо было экономить. Однако конструкторам дали некоторую свободу действий, и уазовцы оторвались по полной — «Ягуар» собрали мозаикой из необычных решений. Фактически, с серийного внедорожника на амфибию перешли лишь общая компоновка, рессорные подвески и мосты с колесными редукторами, увеличивающими дорожный просвет.

Базу оставили штатной — 2380 мм, но раму нарастили спереди и сзади, чтобы обеспечить машине плавучесть. Поэтому «Ягуар» выглядит несколько неуклюже с пухлым кузовом и большими свесами. Его, кстати, резонно считать несущим, так как скелет вварили в герметичный корпус.

Под капот поставили на тот момент свежий карбюраторный мотор УМЗ-414: 2,5 л рабочего объема, 77 л.с. мощности. Владимир Иванович вспоминает, поначалу УАЗ-3907 и 500 метров осилить не мог — перегревался движок в замкнутом объеме. И тогда Дунаев предложил гениальный ход: систему охлаждения как бы развернули на 180 градусов. Холодный воздух поступал в отсек из трюма и решеток у ветровых стекол, протягивался сквозь радиатор и выбрасывался наружу через волнорез. Проблему как рукой сняло! Что на плаву, что в пустыне, что в горах температура держалась в рамках дозволенного.

Полностью синхронизированную четырехступенчатую механику с оригинальными передаточными числами тогда тоже применили впервые. А уж постоянный полный привод с понижайкой и блокировкой межосевого дифференциала (как на классической «Ниве») ждут на серийных УАЗах до сих пор, хотя такую трансмиссию получили даже самые первые прототипы «Ягуара» в начале 80-х и успешно ее использовали. Уазовские испытатели, впрочем, эту схему не особо жалуют. Мол, классический парт-тайм привычнее: машина по асфальту легче идет, а уж на бездорожье передок всегда успеешь подключить.

Когда глушитель спереди

Но сейчас мы шпарим как раз по шоссе, где «Ягуар» способен развить около 100 км/ч. Если водитель не вырубится. Потому как едкий запах топлива и выхлопных газов сначала веселит (аромат истории!), потом утомляет, а через полчаса заставляет искать противогаз. Оба бензобака под полом, выпуск выведен вперед под бампер, так что автомобильный флер бьет в нос постоянно.

Тут бы убрать тент, сложить рамку ветровых стекол — такую возможность предусмотрели изначально, чтобы «Ягуар» было удобнее перевозить и десантировать с самолетов. Правда, кое-где мягкий верх крепится планками на болтах — полностью раздеться и одеться по-армейски, пока горит спичка, не выйдет. Военных это устраивало.

Не запутайся в рычагах

Ухабистое поле, здесь УАЗ в своей стихии. В кабине кругом голое железо, шумоизоляции, разумеется, нет — движок орет, трансмиссия гудит, герметичный кузов с тентом только усиливает звуковые эффекты. Зато «Ягуар» легко шпарит по колдобинам в «асфальтовом» темпе без намека на пробой подвесок. Хотя трясет, конечно, изрядно, и если спереди два стульчика относительно мягкие, то на задних продольных лавках только в распор можно удержаться.

Тем не менее, от базового 469-го «Ягуар» выгодно отличается эргономикой. Для амфибии придумали оригинальную переднюю панель с человеческой комбинацией приборов, пластиковой накладкой во всю ширину и даже мягким поручнем переднего пассажира — о такую ручку приложиться коленом не больно, да и держаться за нее приятно.

Водительский инструментарий без затей — сборная солянка из разных советских машин, новобранец освоился бы за пять минут. Даже ключа зажигания нет: двигатель запускается поворотом «флажка» Из необычного разве что частокол рычагов, торчащих вразнобой из пола, словно иголки из ежа. На левой двери есть табличка-подсказка, как с этим хозяйством управляться. И лучше эту информацию заучить, поскольку в «Ягуаре» рычагами не только передачи переключаются, но и задействуются внедорожные системы: подключается механическая лебедка, гребные винты, блокируется межосевой дифференциал и врубается понижающая передача.

30 лет без ремонта

Пользоваться вездеходным арсеналом приходится часто. Потому как главная проблема «Ягуара» — вялый двигатель, с трудом таскающий по колеям и грязи двухтонную амфибию. «Дизель бы сюда…», — сетует Владимир Иванович. Но тогда у инженеров выбора особо не было.

Дефицит тяги отчасти компенсируется понижайкой с передаточным числом 1.98 (то есть крутящий момент почти удваивается), а также умением и напором водителя. Энергоемкие подвески позволяют брать препятствия с ходу, а громадный клиренс в 30 см — страховка от удара корпусом о грунт. Днище, кстати, ровное и гладкое, так что в крайнем случае УАЗ скользит по препятствию, но не застревает на нем. В движении и спасение рук, поскольку усилителя нет — на месте руль не провернешь.

В общем, проходимость «Ягуара» вызывает уважение — с его возможностью держаться на плаву и могучей лебедкой засадить УАЗ-3907 надо постараться. И не забывайте — в наших руках оказался 30-летний музейный экспонат, сохранившийся в оригинальном виде, без реставрации. Поэтому мотор с трудом держит холостые, порой заставляя вытягивать «подсос», синхронизаторы нет-нет да и хрустнут при переключениях, тормоза почти утратили хватку… Но какой же запас прочности заложили в эту машину. «Ягуар» даже сейчас не воспринимается компромиссным. Плавает, словно катер, но и ползает не хуже сухопутного внедорожника.

Перестройка и пустые карманы

А ведь путь от чертежей до готового к производству прототипа УАЗ-3907 проделал всего за три года. Машина успешно выдержала испытания различных комиссий и ведомств. Казалось, вопрос с принятием на вооружение решен. В 1983-м Владимира Ивановича Дунаева в числе прочих сотрудников УАЗа, причастных к созданию «Ягуара», отметили государственными наградами. На заводе началась подготовка сборочной линии, очередная партия экспериментальных машин отправилась на изнуряющие ресурсные тесты.

Но пока инженеры шлифовали конструкцию амфибии, в СССР задул «перестроечный» ветер, опустошивший карманы даже могущественного Министерства обороны. Военные сказали, как отрезали, — «денег нет». А на гражданские рельсы перевести проект УАЗ не смог или не захотел, производство предпочли загрузить моделью 3160.

В 1990 году очередное достижение советских конструкторов окончательно отправилось в архив, оставив на память лишь несколько сохранившихся экземпляров. В Ульяновске сберегли машину под номером 14, табличка на двери сообщает о 1989 годе выпуска. Судя по всему, это один из последних «Ягуаров». Были ли более поздние версии, уже не припоминают даже сами уазовцы…

Будьте всегда в курсе событий!

Подпишитесь на новости и спецпредложения

Пуш-уведомления

Отписаться отпуш-уведомления

ВСЕ НОВОСТИ

www.uaz.ru

Водоплавающий «Ягуар»

В 1977 году поступило предложение заключить договор на разработку автомобиля «Ягуар» (тогда оно было секретным). Под этим шифром значился плавающий автомобиль на базе УАЗ-469.

Плавающий автомобиль назвали «Ягуар», в честь единственного животного из семейства кошачьих, которое не боится воды и достаточно хорошо плавает.

Из архивных данных: «Завод подписал договор. Мы никогда не делали таких автомобилей, но это было ново и интересно, а сил у нас было достаточно.

Только в начале разработок я спросил у представителей заказчика: „Вы хотите иметь катер, который может ездить по суше или автомобиль, который может плавать?“. Ответ последовал незамедлительно: „Автомобиль“.

Так началась разработка „Ягуара“. В первую очередь разработали отбор мощности на два входных винта, их установку и сами винты. Они располагались перед задним мостом. Построили макет способный плавать (в габаритах предполагаемого автомобиля) — нужно было проверить компоновочные решения и определить развесовку, чтобы автомобиль на плаву не имел дифферента на перед. Запустили его сначала в бассейн танкового училища, а затем в Волгу. Все получилось удачно, хотя проблем впереди еще было много. В этих трудах конструкторы-разработчики и испытатели провели 1977 год и начало 1978-го, в середине которого сменился директор завода. Новый руководитель категорично заявил, что плавающим автомобилем заниматься не будут. Активные разработки не представлялись возможными, но мы продолжали работать над „Ягуаром“. Создавался облик машины, разрабатывались системы. А позднее мы получили от директора срочное задание доделать „Ягуар“.

Были разработаны все узлы и системы для водоходности. Система водоотлива, лебедка для самовытаскивания, отборы мощности. Серьезной проблемой был кузов. Он имел две двери с уплотнением, не пропускавшим воду, днище для плавания, пол для выполнения жизни и работы на земле. Но самая каверзная задача состояла в обеспечении охлаждения двигателя и всех агрегатов трансмиссии, нагревающихся при длительной работе в замкнутом пространстве. Было много экспериментов и идей. Все они проверялись на образцах и на плаву, и на дорогах. Хорошую службу сослужили водители-испытатели, которые предложили изменить поток воздуха не спереди на двигатель и далее горячий на агрегаты, а из „трюма“ на двигатель и радиатор. Кроме того, дополнительный воздух забирался из зоны давления перед лобовым стеклом, и весь горячий воздух выбрасывался вверх в передней части корпуса в зоне разрежения. Решение этого вопроса сделало наш „Ягуар“ жизнеспособным во всех условиях эксплуатации и в Каракумах, и на Памире, и в Якутии. На плаву он мог находиться неограниченное время и проходил на испытаниях многие километры по рекам. Своим ходом он добрался вплавь по Волге от Ульяновска до Астрахани.

При испытаниях „Ягуар“ показал лучшую маневренность, чем у специальных водоходных судов, сохранил способность движения до 8 км/час, а на суше развивал скорость до 100 км/час. А при испытаниях ударом ядерной взрывной волны на спец. полигоне, сохранил способность к выполнению боевой задачи.

В 1981 году были построены образцы для приемочных испытаний, а в следующем году сданы заказчику. В 1983 году конструкторская документация выдана в подготовку производства. „Ягуар“ был принят на вооружение Советской Армии. Началось строительство производственного корпуса, но грянула перестройка и „Ягуар“ поставили в музей.

В заключении хочу сказать, что разработка „Ягуара“ была творческим порывом конструкторов, экспериментаторов и испытателей. Они показали, что могут создать автомобиль, какого не было ни в одной армии мира».

www.uaz.ru

Плавающий внедорожник УАЗ-3907 Ягуар, автомобиль, а не лодка

Плавающий внедорожник УАЗ-3907 ЯгуарО книге : Журнал. Издание 2014 года.Формат книги : файл pdf в архиве zipСтраниц : 16Язык : РусскийРазмер : 16 мб.Скачивание : бесплатно, без ограничений и паролей

Плавающий внедорожник УАЗ-3907 Ягуар. Автомобиль, а не лодка.

Сразу следует сделать одно уточнение. «Ягуар» — это не имя собственное автомобиля и тем более не торговая марка, как, например, «Жигули» или «Волга», а военный шифр проекта, кодовое слово. Одновременно с проектированием амфибии на Ульяновском автозаводе шли работы по созданию нового семейства армейских внедорожников. В 1981 году проектом заинтересовались военные, и тема сразу же получила кодовое обозначение «ГАК», позднее — «ГАК-1», еще позже — «Вагон».

Но никому не приходит в голову приклеивать построенным опытным образцам имена собственные — УАЗ-3170 «ГАК» или УАЗ-3172 «Вагон». Все это в полной мере относится и к слову «Ягуар». А жаль! В отличие от бессмысленного слова «ГАК» (заказчики сохранили его происхождение в тайне) и прозаического «Вагон», видимо, призванного сбить любопытного неприятеля с толку, поэтичное имя «Ягуар» прекрасно подошло бы плавающему армейскому джипу.

Ягуар — не просто хищник, быстрый и ловкий, он единственный представитель семейства кошачьих, способный прекрасно плавать. Вероятно, среди чиновников Министерства обороны были и поэты, и эрудиты.

В первую очередь военные сформулировали назначение заказанной ими машины : «Для оснащения десантно-штурмовых частей, подразделений морской пехоты, разведки и других высокомобильных формирований специального назначения, а также в качестве машин управления и связи».

Оговорены были и технические параметры: способность перевозить 6-7 человек или одного человека и 600 кг. груза, буксировать прицеп общей массой 750 кг. — одинаково хорошо и на шоссе, и на бездорожье, уверенно чувствовать себя на суше и на воде.

Плюс авиатранспортабельность и еще множество условий, которые как бы сами собой подразумевались: надежность, ремонтопригодность, способность заводиться и работать на лютом морозе и в палящий зной, и т.д. Все эти требования можно было сформулировать одним предложением: сделайте УАЗ-469 мощнее и научите его хорошо плавать.

К сожалению, в связи с засекреченностью работ по теме «Ягуар» и уничтожением части заводских архивов в начале нынешнего века воссоздать историю постройки и испытания опытных образцов и установить их общее количество практически невозможно. В 1980 году были подготовлены два первых ходовых макета для проведения предварительных испытаний, которые проводились в течение двух лет.

Скачать книгу — Плавающий внедорожник УАЗ-3907 Ягуар. Автомобиль, а не лодка >>>

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

УАЗ-3907 : Ягуар- авто-амфибия

УАЗ-Ягуар

Удивительное дело, когда смотришь на забытые проекты, ранее разрабатываемые на Ульяновском автомобильном заводе, невольно проникаешься гордостью и уважением и к людям, которые раньше творили, и к машинам, которые они создавали. Актуальность этих машин, созданных 20-30 лет назад, не потеряна до сих пор. Жаль, только на популяризацию и массовое производство никому нет дела.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1977 году на Ульяновском автомобильном заводе в УГК (управлении главного конструктора), которым руководил Старцев Л.А., был создан отдел, в задачу которого входила разработка специальных автомобилей повышенной проходимости для нужд армии и сельского хозяйства. Его образовали под заказ Министерства обороны на создание плавающего автомобиля-амфибии, с кодовым названием УАЗ-3907 «Ягуар». Основное предназначение нового автомобиля была перевозка личного состава, воинских грузов, монтаж специального оборудования и буксировка прицепов полной массой до 0.75 тонны. За основу «Ягуара» взяли базу УАЗ-3151. В 1978 году была разработана конструкторская документация для изготовления опытных образцов. Объем этих чертежей значительно превосходил объем документации на серийный автомобиль. Это произошло вследствие того, что было разработано и применено очень много оригинальных узлов и деталей, таких как лебедка с приводом от КПП, ходовые винты с коробкой отбора мощности, откачивающие насосы, водяной руль и многое другое.

УАЗ ягуар

В 1 и 2 кварталах 1980 года было изготовлено и предъявлено на полигонные испытания 4 образца УАЗ-3907 «ЯГУАР». Испытания проводились в условиях степи +45 ¦С (Астрахань), в зимних условиях (Якутия), также лазали по горам(горный район Памира, высота над уровнем моря до 4635 м). Таким образом, интервал температур был огромный от +45 ¦С до -47 ¦С . Машина показала себя отлично, в состоянии справиться с большинством препятствий. Также параллельно дорабатывали чертежи. Была доведена система водооткачки, доработан привод стояночного тормоза.

 

УАЗ ягуар

 

Во втором квартале 1982 года было изготовлено еще 2 образца по доработанной документации, в которой практически все замечания в конструкции были устранены. С учетом последних, ресурсных испытаний, которые прошли эти 2 автомобиля (150 тыс. километров), было принято совместное решение Министерства обороны и Министерства автомобильной промышленности о начале выпуска этих автомобилей.

С 1986 года по 1989 по отдельному договору с Комитетом Государственной Безопасности для пограничников была разработана и испытана модификация УАЗ-39071 » БАКЛАН » с установкой 6-и пар лыж, радиолокационной станции ,радиостанции, ручного пулемета и другое.

КОНСТРУКЦИЯ

К раме от автомобиля УАЗ-3151 были приварены передние и задние удлинители дляустановки лебедки, кронштейнов гребных винтов, заднего бампера. Особо не мудрствуя, мосты взяли с колесными редукторами. Для увеличения плавности хода передние короткие рессоры заменили на задние длинные. Так как автомобиль плавающий, то соответственно он имел герметичный кузов, что было большим плюсом по сравнению с серийными автомобилями. Это позволяло уберечь от грязи и механических повреждений двигатель и агрегаты автомобиля. Система охлаждения включала дополнительный теплообменник, для обеспечения нормального рабочего температурного режима работы двигателя на плаву. Намашине стояла лебедка ,которая могла работать одновременно с движением на 1 передаче и при размотке троса на передаче заднего хода. Лебедка приводилась в действие с помощью коробки отбора мощности. Салон не блистал роскошью. Да оно и понятно. Так как автомобиль предназначался для армии, то, следовательно, роскошь не только нужна, но даже и вредна. Салон был оборудован 2 мягкими сиденьями и 2 откидными продольными. То есть вмещалось полноценное армейское отделение из 7 человек в полной боевой выкладке. Двигатель, модели 4141610, представлял собой 77-сильный карбюраторный агрегат, который позволял все это хозяйство перекинуть из пункта А в пункт Б со скоростью 100 километров в час и расходуя при этом 11.8 литров на 100 километров.

УАЗ ягуар

МНЕНИЕ ИСПЫТАТЕЛЯ

Плавучие свойства УАЗ-3907 «ЯГУАР» были спроектированы таким образом, что поражали воображение. Во время приемочных испытаний провели такой эксперимент. В машину села приемочная комиссия в составе 21 человека, и машина форсировала водную преграду. Автомобиль прекрасно справился с этим заданием. На первых образцах были водяные рули, для маневрирования в водной среде. Но однажды произошел курьезный случай. После очередного водного испытания на Волге, при выезде на берег, испытатели заметили отсутствие водяного руля. Видимо в результате какого-либо столкновения руль отвалился. Причем этот момент испытатели не заметили. На маневренности, это как ни удивительно, никоим образом не отразилась, то есть поворачиваемость с помощью передних колес оказалась достаточной, и было принято решение вообще отказаться от водного руля. Проходимость, по бездорожью, была практически на уровне своего прародителя УАЗ-3151. Большим минусом была большая масса снаряженного автомобиля, на 400 кг больше, чем у УАЗ-3151.

УАЗ ягуар

«ЯГУАР» в снаряженном состоянии весил 2050 кг. А двигатель стоял на обоих автомобилях практически одинаковый — 2.5 литра. Но этот недостаток в какой-то мере компенсировало то, что у машины было плоское дно, как у лодки. То есть она как бы всплывала на грязи или на снегу. Впрочем, испытатели, действительно отмечали случаи всплытия машины, за счет этого она плыла по грязи. По результатам испытаний испытатели сделали вывод, что для этой машины наиболее полно подходит 3-литровый двигатель, тем более что при применении этого двигателя водная скорость увеличивалась из-за увеличения крутящего момента на двигателе. Из-за того, что на автомобиле была применена раздаточная коробка дифференциального типа, ходимость мостов была намного выше, чем у серийных автомобилей. Но- Всегда есть большое НО. В 1985 начались всем известные события. И чем это кончилось также всем известно. Наступили проблемы с финансированием, инфляция -. . И проект закрыли в 1990 году. В принципе этот автомобиль востребован и в наши дни. По своим функциональным способностям он прекрасно подходит под запросы Министерства обороны (тем более это их заказ).Также его могут закупать рыбная и охотоинспекция. В общем, дело за малым — за деньгами

И напоследок, видео с этой машинкой:

prouaz.com

необычный плавающий УАЗ на гусеницах покорил рынок России

20:57 &nbsp9 Апреля 2017

4 053

В 2013 году российский «Завод вездеходных машин», расположенный в городе Заволжье Нижегородской области, представил новый снегоболотоход ЗВМ-2410 «Ухтыш». В его создании участвовали специалисты Нижегородского технического университета и Научно-Исследовательского Института Транспортно-технологического машиностроения с многолетними традициями в разработке вездеходной техники.

Плавающий гусеничный вездеход ЗВМ 2410 «Ухтыш» разработан на базе отечественного внедорожника УАЗ-31512-14 и совмещает в себе комфортный грузопассажирский салон и высокую проходимость. Аппарат в основном используется для перевозки людей и небольшого багажа по любым типам слабонесущих грунтов, по снежной целине, заболоченной местности с возможностью преодолевать водные преграды и водоемы.

zvm-nn.ru

По сути, «Ухтыш» - гусеничный автомобиль-амфибия. Уникальное шасси дает ему возможность уверенно преодолевать сложный рельеф пересеченной местности, включая болота, грязь, песок и гравий. Вездеход отлично держится на воде и может плавать со скоростью 4-5 км/ч. Внушительный дорожный просвет автомобиля в 400 мм позволяет ему преодолевать различные препятствия, встречающиеся на пути следования по сложному ландшафту.

Грузопассажирский салон снегоболотохода, включая водителя, вмещает 5 человек и груз весом до 100 кг. В случае необходимости задние сиденья автомобиля легко трансформируются, создавая дополнительный объем багажного отделения. В целом интерьер вездехода полностью идентичен заводскому «УАЗ», отличаясь лишь специальным штурвалом и дополнительными рычагами.

zvm-nn.ru

Важной особенностью ЗВМ 2410 «Ухтыш» являются компактные габаритные размеры, которые обеспечивают отличную маневренность и хороший обзор водителю. Базовая комплектация болотохода «Ухтыш» включает металлическую крышу с люком, кронштейн под лебедку и водооткачивающий насос.

Снегоболотоход имеет две механические коробки передач: четырех- и дополнительную - двухступенчатую. Повороты автомобиль осуществляет при помощи многодискового бортового фрикциона сухого трения с приводом управления бортовыми фрикционами и пневматическими остановочными тормозами.

На дорогах «Ухтыш» с полной снаряженной массой способен разгоняться до максимальной скорости в 65 км/ч. На выбор покупателя автомобиль может быть оснащен тремя разными двигателями: бензиновым ЗМЗ-409.10 (143 л. с.), дизельным ЗМЗ-51432.10 (113,5 л. с.) и дизельным CUMMINS ISF2.8 (120 л. с.). Снегоболотоход ЗВМ-2410 «Ухтыш», несмотря на его немалую стоимость, около $64.300/$66.300, в зависимости от модификации, является востребованным вездеходным транспортным средством на территории России. Популярностью он пользуется у жителей удаленных областей, а также у любителей активного отдыха, охоты и рыбалки.

 

 

slovodel.com