Надежность автомобиля и ее основные характеристики. Надежность автомобилей


Надежность автомобиля и ее основные характеристики

Надежность автомобиля

Надежность автомобиля — это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя значения установленных эксплу­атационных показателей в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или определенное сочетание этих свойств как для автомобиля, так и для его агрегатов (систем, узлов и деталей), направленным на выполнение автомобилем рабочих функций с установленными показателями в течение ресурса до капитального ремонта.

Надежность автомобиля не остается постоянной в течение всего срока его службы. По мере изнашивания деталей, механизмов и агрегатов надежность уменьшается, так как вероятность выхода из строя деталей увеличивается. Новые автомобили всегда более надежны по сравнению с автомобилями, имеющими большой пробег или прошедшими капитальный ремонт. Следовательно, заданная степень надежности автомобиля рассматривается в связи с опреде­ленным пробегом. Надежность зависит также и от того, в каких условиях работает автомобиль.

При работе, например, на дорогах с твердым усовершенствован­ным покрытием надежность автомобиля больше, чем при работе по бездорожью. Надежность летом всегда выше, чем зимой, при прочих равных условиях. Поэтому, понятие «надежность автомобиля» тесно увязывается с условиями его эксплуатации. Надежность агрегатов и узлов определяется главным образом долговечностью деталей. Поэтому прежде всего необходимо широкое экспериментальное исследование, выявляющее детали, критические по надежности.

Современная наука и техника в области автомобилестроения позволяют обеспечивать ресурс основных агрегатов, в том числе двигателя до капитального ремонта и более, намного увеличивать наработку на отказ других агрегатов и механизмов. Повышение надежности автомобилей, обеспечение удобного доступа к обслужи­ваемым агрегатам и узлам, их совершенствование для облегчения обслуживания и ремонта, уменьшение количества точек смазки, увеличение периодичности технического обслуживания позволяют сократить простои автомобилей в техническом обслуживании и ремонте и тем самым повысить их производительность.

Автомобиль, как правило, рассчитывается на длительную работу. Разностойкость сопряжений агрегатов автомобиля требует периоди­ческих остановок для его обслуживания и замены наименее стойких деталей. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы эти остановки были реже и требовали минимальных трудовых и матери­альных затрат. Следовательно, надежность должна содержать не только вероятность безотказной работы в течение заданного времени, но и показатели, характеризующие выполнение работ по техниче­скому обслуживанию и ремонту в кратчайшие сроки с минимальными трудовыми и материальными затратами.

Уменьшить объем работ по техническому обслуживанию и ремонту и их трудоемкость можно либо за счет увеличения долго­вечности деталей, либо за счет приспособления конструкции автомобиля и его агрегатов к быстрой замене износившихся сопря­жений и узлов, т. е. за счет улучшения ремонтопригодности, либо за счет одновременного улучшения показателей долговечности и ремонтопригодности.

Долговечность деталей, узлов и агрегатов и ремонтопригодность конструкции автомобиля — это два мощных рычага, с помощью которых можно повысить его надежность на стадии проектирования и в процессе модернизации.

Проблема надежности обеспечивается на четырех основных этапах:

  • определение исходных требований к качеству новой модели с учетом уровня современной техники, имеющихся аналогов, конъюнктуры рынка и интересов потребителей
  • проектирование, т. е. разработка конструкторской документации, выполнение комплекс­ных стендовых и дорожных испытаний
  • производство
  • работа с потребителями (сбор информации о всех отказах и неисправностях, возникающих в процессе эксплуатации, упрощение и снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонтных работ, обеспечение запасными частями)

При конструировании автомобилей должно соблюдаться правило, чем меньше ожидаемая долговечность той или иной детали сопряжения, тем большей ремонтопригодностью должна обладать конструкция автомобиля. Поэтому надежность автомобиля — кате­гория не только техническая, но и экономическая. Она должна отражать затраты общественно необходимого труда на создание автомобиля и поддержание его в работоспособном состоянии в процессе эксплуатации. Надежность зависит прежде всего от уровня технического оснащения завода-изготовителя, заводов — пocпоставщиков сырья, качества материалов, полуфабрикатов и готовых деталей. Решение сложных проблем надежности современных автомобилей невозможно без глубокого теоретического изучения физико-химических процессов, вызывающих износ и поломку деталей, и разработки на этой базе соответствующих практических рекомендации по конструированию, производству и эксплуатации автомобилей.

Принятые на серийное производство автомобили в течение всего времени нахождения их на производстве подвергаются заводами-изготовителями конструктивному улучшению с целью повышения качества и эксплуатационных показателей. Качество изготовления автомобиля определяется техническим и технологическим уровнями производства, квалификацией персонала, применяемыми материалами и уровнем организационно-управленческого регулирования производства. В условиях серийного и массового производства из­готовить бездефектные автомобили практически невозможно, потому что всегда имеются случайные факторы, которые являются причиной появления дефектов. Такими факторами могут быть погрешности технологического оборудования, инструмента, приспособлений, режимов обработки, материалов (например, неоднородность структу­ры), настройки измерительных средств. Таким образом, дефекты и неисправности новых автомобилей — объективная закономерность их производства. Проведение же сплошного контроля качества автомобилей, сходящих с конвейера заводов, практически невозможно и экономически нецелесообразно. Поэтому для определения показателей надежности необходимо осуществлять систематическое наблюдение за работой автомобилей в различных условиях эксплуа­тации в течение всего гарантийного и межремонтного пробегов. В этих целях, а также для отработки обоснованных нормативов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, наиболее по­лноотвечающих условиям эксплуатации в различных географиче­ских и климатических зонах страны, организуется опытная эксплуатация автомобилей.

Термины надежности

Для того чтобы дать оценку надежности автомобиля, необходимо правильно классифицировать термины надежности.

Исправность — это состояние автомобиля, при котором он соответствует всем тех­ническим требованиям, установленным нормативно-технической до­кументацией как в отношении основных параметров, характери­зующих нормальное выполнение заданных функций, так ив отношении второстепенных параметров, характеризующих внешний вид, удобство эксплуатации и т. д.

Неисправность — это состояние автомобиля, при котором он в данный момент времени не удовлетворяет хотя бы одному из тре­бований, установленных нормативно-технической документацией.

Работоспособность — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.

Значит, между работоспособностью и исправностью существует очень важное различие: исправность предполагает, что выполняются все требования, относящиеся как к основным, так и к второстепенным параметрам, установленным нормативно-технической документацией. Работоспособность характеризует только требования, относящиеся к основным параметрам. Требования, относящиеся к второстепенным параметрам, могут не выполняться. Так, например, автомобиль остается работоспособным, когда у него повреждены лакокрасочные или антикоррозионные покрытия, сгорела лампочка освещения щитка приборов и т.д.

Отказ и его виды

Остановка автомобиля из-за возникших технических неисправ­ностей или работа с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик называется отказом.

Отказ автомобиля можно также определить как полную или частичную утрату им работоспособности.

Полный отказ — это отказ, лишающий автомобиль подвижности.

Частичный отказ — это снижение эксплуатационных качества автомобиля.

Неисправности, устраняемые водителем в пути с помощью ин­дивидуального комплекта ЗИП и за время проведения ежедневного технического обслуживания, и неисправности, не влияющие на ра­ботоспособность автомобиля, в отказы не включаются.

В зависимости от причины появления отказы подразделяются на заводские и эксплуатационные.

Заводские отказы — это отказы, появившиеся по вине завода — изготовителя автомобиля. Они подразделяются на конструктивные и производственные.

Эксплуатационные отказы — это отказы, обусловленные нарушением правил эксплуатации и внешними воздействиями, не свойст­венными нормальной эксплуатации. Эксплуатационные отказы и неисправности при оценке надежности автомобиля не учитываются.

Отказы и неисправности, учитываемые при оценке надежности автомобиля, могут значительно отличаться по степени влияния на его работоспособность и сложности их устранения. Поэтому необходимо их классифицировать и по этим признакам.

По признаку «степень влияния на работоспособность» отказы и неисправности распределяются на три группы:

  • лишающие автомобиль подвижности
  • снижающие эксплуатационные качества
  • не влияющие на работоспособность автомобиля

К группе лишающих автомобиль подвижности относятся отказы, без устранения которых дальнейшее его использование невозможно (отсутствие подачи топлива, поломка буксирного крюка тягача и др.) или недопустимо (отсутствие давления в системе смазки двигателя, отказ тормозов и т. п.).

Неисправности этой группы являются полными отказами автомобиля. Их появление вызывает необходимость восстанавливать автомобиль на месте выхода из строя или буксировать в автотранс­портное предприятие.

К группе отказов, снижающих эксплуатационные качества, относятся отказы и неисправности, ухудшающие такие показатели, как время подготовки к движению, средняя скорость движения, грузоподъемность, проходимость, расход ГСМ и т. д., но допускающие использование автомобиля по назначению в течение некоторого времени.

К группе неисправностей, не влияющих на работоспособность, относятся неисправности, не ухудшающие основные характеристики автомобиля, не создающие неудобства при его эксплуатации и ус­транение которых может быть отложено до очередного номерного технического обслуживания (незначительные подтекания смазочного материала через уплотнения, трещины элементов облицовки, от­слоение лакокрасочных покрытий и т. п.).

Отказы как случайные события могут быть независимыми и зависимыми. Независимый отказ — это отказ, который не приводит к отказу других элементов автомобиля. Отказ, проявившийся в результате отказа других элементов, называется зависимым. Отказ может быть внезапным, если повреждения агрегатов автомобиля наступают мгновенно, и постепенным, в результате длительного, постепенного изменения параметров элементов (усталость металла, изнашивание поверхности и пр.).

Характеристики надежности

Чтобы оценить качество продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью, применительно к конкретным условиям эксплу­атации, необходимо изучать надежность автомобилей после их обкатки.

Сравнение надежности новых и капитально отремонтированных автомобилей, работающих в одинаковых условиях, может дать объективную оценку качества ремонта.

Количественные характеристики надежности одномарочных ав­томобилей, полученные различными автотранспортными предприя­тиями, но работающих в одинаковых условиях, являются достаточно точными характеристиками уровня технической эксплуатации автомобилей в конкретном автотранспортном предприятии.

Анализ характеристик надежности автомобилей позволяет выя­вить узкие места в организации и технологии технического обслу­живания и ремонта. Эти данные могут быть использованы для обоснованных заявок на запасные части и материалы.

Для характеристики надежности автомобиля в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов принимают систему критериев, позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или отдельных его элементов в числовых пока­зателях. Только в этом случае можно сравнивать надежность различных марок и моделей автомобилей и вести работу по повышению их надежности.

Для обеспечения надежности автомобилей необходимо, чтобы показатели надежности задавались в техническом задании на про­ектирование и контролировались при разработке конструкции, из­готовлении и эксплуатации. Следовательно, для каждого типа автомобилей в зависимости от условий их эксплуатации должны уста­навливаться некоторая совокупность показателей надежности, значения и методы их количественной оценки.

Надежность автомобиля характеризуется четырьмя свойствами:

  • безотказностью
  • ремонтопригодностью
  • долговечностью
  • сохраняемостью

Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Количественно оно оценивается вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, интенсивностью отказов, средней наработкой на отказ и параметром потока отказов.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстанов­лению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Количественно оно оценивается средним временем восстановле­ния, средней удельной трудоемкостью технического обслуживания и текущего ремонта, вероятностью восстановления работоспособности в заданное коэффициентом готовности, коэффициентом технического использования время и коэффициентом сложности отказов.

При сравнительной оценке различных типов автомобилей необходимо иметь в виду, что время их простоя в связи с проведением технического обслуживания или ремонта зависит от уровня орга­низации этих работ, их технического оснащения, квалификации персонала и ряда других факторов эксплуатационного характера.

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособ­ное состояние до наступления предельного состояния при установ­ленной системе технического обслуживания и ремонта.

Безотказность и долговечность — свойства автомобиля сохранять работоспособное состояние. Но безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние, а долговеч­ность — свойство автомобиля длительно сохранять работоспособное состояние с необходимыми перерывами для технического обслужи­вания и ремонта.

Определение долговечности автомобилей, агрегатов, деталей должно осуществляться на стадии проектирования одновременно с оп­ределением эксплуатационных затрат на их техническое содержание.

Количественно долговечность оценивается средним ресурсом автомобиля до капитального ремонта, средней наработкой на отказ автомобиля за пробег до капитального ремонта, средней наработкой до капитального ремонта основного агрегата, гамма-процентным ресурсом.

Каждая новая модель автомобиля должна быть более совершенной по сравнению с предыдущей и соответствовать лучшим мировым образцам. Совершенство в данном случае определяется снижением суммарных удельных затрат на изготовление и техническое содер­жание, а также структурой этих затрат, т. е. возможным снижением доли затрат в эксплуатации. Одновременно определяются показатели долговечности, которые имеют, как правило, тенденцию к увеличению.

Долговечность автомобилей повышается в результате совершен­ствования их конструкции, технологии изготовления и улучшения организации технической эксплуатации.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.

Основным показателем сохраняемости автомобилей должна быть вероятность сохранения безотказности. Этот показатель характеризует готовность автомобилей к немедленному выполнению транс­портной работы после определенного срока хранения.

Показателем сохраняемости является также средний срок сохра­няемости автомобилей при длительном хранении.

Перечисленные свойства отражают потенциальные возможности конструкции автомобиля. Они формируются при проектировании и производстве, являются внутренними причинами, от которых зависит степень надежности автомобиля.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Надежность автомобиля

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническая эксплуатация автомобилей

Надежность автомобиля

Основные понятия и определения. Качеством любой машины, в том числе и автомобиля, называют совокупность свойств, определяющих степень пригодности ее для использования по назначению. Качество автомобиля обусловливается такими свойствами, как динамичность, топливная экономичность, управляемость, проходимость, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту.

В зависимости от типа и назначения автомобиля, конкретных условий эксплуатации требования к его свойствам не одинаковы и могут изменяться в широких пределах. Возможность реализации свойств, заложенных в конструкцию любого автомобиля, в большой степени определяется его надежностью. Надежность является одним из важнейших свойств автомобиля, от которой зависит эффективность использования автомобиля по назначению.

Надежность автомобиля — свойство выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого времени или требуемой наработки. Наработка автомобиля (объем работы) обычно измеряется в километрах пробега или тонно-километрах. В отдельных случаях наработка автомобиля может измеряться в часах. В дальнейшем под термином наработка мы будем понимать пробег автомобиля в километрах. Следовательно, надежность — это мера способности автомобиля работать без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систему. е. работать без остановок по техническим неисправностям.

Надежность автомобиля в широком смысле обусловливается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долговечностью его агрегатов, узлов и деталей.

Безотказность автомобиля — свойство сохранять работоспособность в течение некоторого пробега без вынужденных перерывов. Показателями безотказности автомобиля могут служить, например, вероятность безотказной работы, наработки на отказ, параметр потока отказов, коэффициент готовности.

Автомобиль является восстанавливаемой системой, может многократно подвергаться различным видам технического обслуживания и ремонтам, т. е. он ремонтопригодный.

Ремонтопригодность — свойство, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технических обслуживаний и ремонтов. В зависимости от уровня ремонтопригодности автомобиля изменяется продолжительность простоя при техническом обслуживании и ремонте, а также трудоемкость этих работ. Показателями ремонтопригодности автомобиля могут служить, например, вероятность выполнения ремонта в заданное время, удельная трудоемкость и средняя стоимость технического обслуживания.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации. Сохраняемостью определяются целесообразные сроки хранения и консервации автомобилей, а также допустимые расстояния (время) транспортирования, после которых автомобиль остается пригодным к дальнейшей эксплуатации без ремонта. Показателем сохраняемости может служить, например, средний срок сохранности.

Сохраняемость автомобиля зависит от качества его изготовления, интенсивности протекания в его элементах необратимых процессов (старения, коррозии), внешних факторов (температуры и влажности воздуха, агрессивности среды, солнечной радиации). На срок сохраняемости большое влияние оказывает качество консервации и обслуживания автомобиля в процессе хранения, а также свойство применяемых эксплуатационных материалов.

Долговечность автомобиля — свойство сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технических обслуживаний и ремонтов. Предельное состояние автомобиля может определяться по износу его базовых и основных деталей, по условиям безопасности движения, по изменению эксплуатационных свойств и оговаривается в технической документации. Наиболее часто предельное состояние автомобиля определяют по экономическим показателям.

Показателями долговечности автомобиля могут служить, например, ресурс (пробег автомобиля или его агрегата до предельного состояния, оговоренного в технической документации) или срок службы (календарная продолжительность эксплуатации автомобиля до предельного состояния, оговоренного в технической документации). В практике эксплуатации автомобилей основным показателем долговечности автомобиля (агрегата) принимают средний пробег до первого капитального ремонта. В этом случае очень важно точно оговорить понятие «капитальный ремонт» применительно к автомобилю или агрегату (узлу).

Работоспособность автомобиля — состояние, при котором он может выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.

Надежность автомобиля закладывается при его проектировании и доводке опытного образца, обеспечивается в процессе производства и как одно из важнейших эксплуатационных свойств проявляется и поддерживается в процессе эксплуатации. Исходя из этого, следует рассматривать конструктивную, производственную и эксплуатационную надежность автомобиля. По мере развития и совершенствования методов расчетов, конструирования и технологии производства автомобилей, внедрения научно обоснованных методов технической эксплуатации, эксплуатационная надежность автомобиля по своему уровню будет приближаться к конструктивной надежности.

Надежность автомобиля не остается постоянной в течение всего срока службы. По мере изнашивания деталей, накопления в них необратимых процессов (усталостных явлений, износа, коррозии) увеличивается вероятность появления неисправностей и отказов. Новые автомобили всегда имеют более высокую надежность по сравнению с автомобилями, имеющими большой пробег или прошедшими капитальный ремонт.

Основная задача рациональной технической эксплуатации автомобиля заключается прежде всего в том, чтобы как можно дольше сохранить заложенную в нем надежность.

Фундаментальным понятием в теории надежности является понятие отказа.

Отказ автомобиля —это событие, заключающееся в нарушении работоспособности. Отказ может произойти вследствие разрушения, деформации или износа деталей, нарушения регулировок механизмов или систем, прекращения подачи топлива, смазки или такого изменения рабочих характеристик автомобиля (потеря мощности, перерасход смазки, большой тормозной путь и др.) или его элементов, когда они выходят за пределы допустимых норм, оговоренных техническими условиями.

Необходимо различать также понятие неисправность автомобиля (или его элемента) — состояние, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований технической документации. Различают неисправности, не приводящие к отказам (разрушение окраски кузова автомобиля, вмятины в кабине и другие), и неисправности (и их сочетания), вызывающие отказы.

Для того чтобы точно определить понятие отказ и зафиксировать все случаи отказов, необходимо точно сформулировать понятие нормального функционирования автомобиля (обусловить пределы допустимого изменения рабочих характеристик автомобиля в целом и его отдельных элементов с учетом требований эксплуатации).

В зависимости от поставленной исследователем задачи отказы автомобиля можно классифицировать по различным признакам. Для анализа физической природы отказов, их взаимосвязи для разработки мер по их прогнозированию отказы целесообразно классифицировать по следующим признакам: по их взаимосвязи — на зависимые, т. е. возникшие в результате отказа других элементов, и независимые. При анализе эксплуатационной надежности автомобиля главное внимание следует уделять первопричинам, обусловливающим возникновение зависимых отказов. Поток зависимых отказов в процессе эксплуатации свидетельствует о несовершенстве выбранной структурной схемы сложных элементов автомобиля.

По последствиям отказы делятся на опасные и безопасные. Опасные отказы — это такие, возникновение которых представляет опасность для жизни или здоровья людей, обслуживающих или пользующихся автомобилем. Опасные отказы могут возникать в механизмах управления автомобиля (рулевом управлении, тормозах).

По характеру изменения состояния автомобиля (агрегата, механизма) отказы могут быть внезапные или постепенные. Такое деление отказов является условным. Внезапные отказы в большинстве случаев являются следствием постепенного качественного изменения физико-механических свойств материалов, но скрытого от наблюдателя до момента внешнего их проявления.

Для разработки мероприятий по повышению надежности автомобилей важное значение имеет классификация отказов по причинам их возникновения. По этой классификации отказы делятся на конструкционные, технологические, эксплуатационные и износные, обусловленные старением элементов.

Конструкционные отказы обусловливаются несовершенными методами конструирования автомобиля или его элементов, ошибками и просчетами, допущенными конструктором. Эти отказы могут появляться, когда не учитываются «пиковые» (случайные) нагрузки, величина которых значительно превышает эксплуатационные нагрузки, на которые рассчитан автомобиль. Проявляются конструкционные отказы преимущественно в первые периоды эксплуатации автомобиля, однако они могут возникнуть и на более поздней стадии эксплуатации. Характерной особенностью этих отказов является то, что они присущи по месту и времени всем экземплярам данной системы (элемента).

Технологические отказы имеют в своей основе неправильно назначенные технологические процессы изготовления деталей или являются следствием нарушения принятой технологии сборки, регулировки, приработки или испытания автомобиля (агрегатов) неправильно выбранные материалы, нестабильность их свойств. Они проявляются на самой ранней стадии эксплуатации автомобиля.

Эксплуатационные отказы возникают в случае нарушения установленных правил технической эксплуатации автомобиля, а также при несоответствии конструкции автомобиля условиям внешней среды и заданным режимам работы.

Износные отказы обусловлены старением системы и возникают в результате постепенного накапливания в элементах необратимых изменений (рекристаллизация металла, коррозия, усталостные явления, изменения формы деталей и т. д.). Износные отказы возникают вследствие совместного действия нескольких причин, поэтому важно установить главную причину возникновения отказа и устранить ее.

Если при испытании новой машины произошел отказ, следовательно, на стадии проектирования уровень прочности не был скоординирован с уровнем нагрузки. Поэтому нужно хорошо знать внешние условия работы машины, нагрузки, воспринимаемые машиной, амплитуды их рассеивания и пр. При таком подходе к пониманию отказов надежность можно определить как свойство машины (элемента) непрерывно сохранять работоспособность в определенных условиях эксплуатации в течение заданного периода времени.

Надежность автомобиля оценивается вероятностными, численными характеристиками, которые могут быть получены на основании математической обработки достаточной статистической информации.

Теория надежности автомобиля является разделом общей теории надежности машин и развивается на базе теории вероятностей и математической статистики, В ряде разделов теории надежности широкое применение получают методы теории информации, теории массового обслуживания, линейного и нелинейного программирования и др.

«При решении задач теория надежности использует результаты исследований физических и химических процессов, лежащих в основе явлений, связанных с потерей качества».

Непрерывное совершенствование техники, усложнение функций, выполняемых машинами и техническими системами, ведет к усложнению и самих машин. Чем сложнее машина, тем, при прочих равных условиях, она менее надежна. Для снятия этого противоречия в теории надежности разрабатываются методы создания надежных машин и систем путем разервирования, выбора оптимальной структурной и функциональной схем, рациональных методов и приемов технической эксплуатации и ремонта.

Применительно к автомобилю задачи теории надежности состоят в том, чтобы устанавливать и изучать количественные характеристики надежности, закономерности возникновения отказов, методы анализа и прогнозирования отказов, методику испытания и математической обработки статистических показателен.

Для специалистов, занимающихся технической эксплуатацией автомобиля, теория надежности дает методы, позволяющие определять вероятность безотказной работы автомобиля в заданном интервале пробега, научно обосновывать оптимальные режимы технического обслуживания, рассчитывать оптимальную потребность в запасных частях и ремонтно-технических средствах для поддержания надежности автомобилей на заданном уровне, нормировать и управлять межремонтными пробегами.

Основные показатели, характеризующие надежность автомобиля. Надежность автомобиля зависит от большого количества конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов и поэтому не может быть оценена однозначно. Для оценки надежности автомобиля применяют систему показателей (критериев), позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или его элементов в численных значениях. Критерии надежности могут оцениваться теоретическими (точными) и статистическими (приближенными) уравнениями.

Неизбежные колебания качества материалов, производственных факторов и условий эксплуатации приводят к разбросу свойств, характеризующих надежность автомобиля. Вследствие этого критерии надежности рассматривают как вероятностные статистические величины, основанные на достаточной информации. Надежность автомобиля в.значительной степени зависит от комплекса условий эксплуатации, поэтому численные значения критериев надежности имеют смысл лишь в том случае, когда они определены для конкретных (оговоренных) условий эксплуатации.

При рассмотрении вопросов надежности автомобиля будем пользоваться терминами «элемент» и «система». Под словом «элемент» будем понимать не только неразложимую часть системы (деталь), но и любое устройство (узел, агрегат), надежность которого исследуется независимо от надежности составляющих его частей. Автомобиль можно рассматривать как систему, состоящую из отдельных элементов (деталь, узел, агрегат). В то же время агрегат можно рассматривать как систему, состоящую из узлов и деталей.

Все элементы автомобиля разделяют на два класса:— ремонтируемые (восстанавливаемые), работоспособность которых восстанавливается после возникновения отказов;— перемонтируемые (невосстанавливаемые), работоспособность которых после возникновения отказа не может быть восстановлена.

Типичными неремонтируемыми деталями автомобиля являются поршневые кольца, тонкостенные вкладыши коленчатого вала, пружины клапанов, детали подвески, фрикционные накладки тормозов и сцепления, подшипники качения, прецизионные детали топливной аппаратуры дизелей, запальные свечи, медно-асбестовые и резиновые прокладки и др

Типичными ремонтируемыми деталями автомобиля можно назвать блок и гильзы цилиндров, коленчатый вал, направляющие втулки клапанов, клапаны, тормозные барабаны, балку передней оси, раму и др.

В зависимости от класса элемента к нему могут применяться те или иные критерии надежности. Игнорирование этого положения может привести к серьезным ошибкам в оценке надежности.

Наработка автомобиля до отказа (в часах или километрах пробега) является случайной непрерывной величиной. В то же время количество отказов автомобиля за фиксированный действительный пробег является случайной дискретной (прерывной) величиной.

Исчерпывающей характеристикой случайной величины является закон распределения, устанавливающий связь между возможными ее значениями и соответствующими им вероятностями.

Для дискретной случайной величины закон распределения задается в. виде ряда распределения. Универсальной характеристикой как дискретных, так и непрерывных случайных величин является функция распределения.

Рис. 1. График коэффициентов отказов автомобилей ГАЗ-21 «Волга» в интервале пробега 0—60 тыс. км: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — карданная передача; 5 — тормоза; 6 — рулевое управление; 7 — электрооборудование; 8 — подвеска; 9 — колеса и шины; 10 — кузов; 11 — прочие узлы и агрегаты; а — новые автомобили; б — автомобили после капитального ремонта (II категория условий эксплуатации)

Определение среднего ресурса ремонтируемого элемента автомобиля и средней наработки до первого отказа производится по таким же уравнениям, как и для неремонтируемых элементов.

Кроме перечисленных показателей надежности, могут применяться и другие — в зависимости от поставленной задачи, от устройства и назначения элемента.

Для оценки ремонтопригодности автомобиля принимают такие показатели, как удельные трудовые затраты, связанные с устранением отказов (т. е. затраты, отнесенные к километрам пробега автомобиля), удельные стоимостные затраты (расход запасных частей и материалов на километр пробега) и др.

Читать далее: Долговечность автомобиля

Категория: - Техническая эксплуатация автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Надежность автомобилей

 Я, как работник АвтоЗавода рекомендую прислушаться к этому посту.

  Надежность автомобилей зависит от очень многих факторов. По большему счету, говорить, какой автомобиль самый надежный, нет смысла, потому что все не надежно в этом мире. Это конечно из области философии, но и  с точки зрения философии, надежно все то - что просто. Я намеренно не буду здесь говорить о том, марки каких автомобилей лучше или хуже. Вам самим в этом необходимо разобраться. 

 

Рейтинг надежности автомобилей

 

 

 Если вам нужен самый надежный автомобиль, то вам надо стать супер авто экспертом, и путем кропотливых исследований в области автомобилестроения, определить, для начала, самый надежный бренд автопроизводителей. Для этого необходимо взять по 100 автомобилей различных марок и провести тест драйв в течение 5 лет и за это время подсчитать процент поломок и недостатков. Рейтинг - безнадежных поломок, т.е. поломок, когда не обойтись без эвакуатора. Все это будут показателями надежности автомобиля.

 Потом, составить рейтинги соотношения цен: •    стоимость автомобиля •    стоимости обслуживания •    стоимости ремонтов•    стоимости запчастей  Но сейчас время рыночных отношений и все хотят толкнуть товар, как говорят: «в слепую для покупателя». Большинство изданий рейтингов, покупается автопроизводителями, это вы можете сами проверить в интернете и сравнить опубликованные рейтинги. Там везде, как в басне: «Каждый кулик свое болото хвалит». Единственные, наверное, только японцы, еще сохраняют свои позиции лидера по надежности своих брендов.  Да и у них тоже, уже началось растаскивание «брендов» по мелким фирмам и заводикам с сомнительной репутацией. На качество уже меньше остается внимания, потому что находят дешевую рабочую силу и берут количеством, а у японцев  пока еще «бренд надежности работает», но это и дороже. Так, ну я это, наверное,  «завернул» на счет кропотливых исследований, это, конечно, для специалистов профессионалов, а простому автолюбителю хватит и рекомендации соседа. 

Какую машину купить

  Если вы не знаете, какую машину купить, то эта статья, в какой-то степени,  может помочь вам в подборе автомобиля. Вам потребуется провести некоторые исследования в области автомобилестроения самостоятельно, по более простому «сценарию». Просто соберите информацию обо всех  автомобилях.  Для начала, определитесь по классу, нужного вам  автомобиля: Класс  А – не превышает  3,6 м  длины кузова, все размеры даны в руководстве по эксплуатации данных автомобилей.•    Класс  В  - до 3,9м; •    Класс  С - до 4,3м;•    Класс  D -  до 4,6 м;•    Класс  Е - от 4,6м;•    Класс  F - от 5м.  Выберите тип кузова: седан, хетчбек или универсал.

  Определитесь с моделью автомобиля: легковой, кроссовер или внедорожник. Далее, соберите информацию о марках автомобилей по рейтингу самых покупаемых и популярных в своем регионе. Определитесь по приемлемой цене покупки. Не забывайте, что в цену входят все нужные и не нужные навороты, в ущерб мощности и экономичности. А вообще, все зависит от толщины кошелька, и профессионализма водителя. Просто мой совет, не добавляйте особые навороты после покупки автомобиля в комплектацию от завода изготовителя. Потому  что, это может сказаться не только на аккумуляторе и проводке, но и на всей электронике, управляющей двигателем и системами, а также на экономии топлива и управляемости автомобиля. И, еще, старайтесь при покупке нового автомобиля в первый раз, сделать тест драйв нескольких марок автомобилей или хотя бы немного посидите в водительском кресле и «подергайте»  рычаги управления. Вы сразу почувствуете, какой автомобиль  ваш.  Это очень хорошо поможет вам определиться при подборе именно вашего авто  и не надо торопиться.

Рейтинг качества автомобилей

  

  Автомобиль, скажем условно, это набор гаек и болтов, шестеренок и валов. А надёжность заключается в том, насколько хорошо и надёжно эти детали прикручены. Но надёжность на этом не заканчивается, важно ещё качество материала из чего они сделаны, и какую роль они играют в конструкции механизма. Но качественно не значит надёжно. Да и понятие надёжность, отнюдь,  не показатель качества. Качество это то - насколько хорошо детали подходят друг другу и механизму в целом. А надёжность - это промежуток времени, за который эти детали не выйдут из строя. Например, если машина выдерживает гарантийный срок от завода изготовителя, то это показатель качества, а если машина продолжает работать длительное время после гарантийного пробега без ремонта, то это уже показатель надежности. А еще есть понятие, долговечность, это когда определенная деталь или узел машины, не выходит из строя дольше  других запчастей. Еще надо принимать во внимание, чтобы ремонт, а это может быть неизбежностью, должен проходить быстро и относительно не дорого. Об этом тоже можно узнать в интернете в рейтингах, проводимыми или самими изготовителями, или средствами массовой информации. Обращайте внимание на то, во сколько обходится техническое обслуживание и сколько процентов поломок приходится на 100 автомобилей каждой марки.

Подбор автомобиля

  Если взять несколько совершенно одинаковых механизмов  и запустить их в работу на износ, у них никогда не произойдёт поломка одновременно. Так уже водится в природе и ничего здесь не поделать. Вот и среди автомобилей, какой-нибудь может показаться самым надежным, а поломается первым. Так что лучше всего  купить себе автомобиль по  душе и ездить с удовольствием.  У производителей  автомобилей конкуренция на первом месте, а значит не так уж все плохо. Мой вам совет, не читайте и не слушайте страшилки про очень плохие автомобили, в современное время гарантийный период от завода изготовителя выдерживают большинство автомобилей, а остальное можно отнести на случайность. Я сам, работник со стажем, Автомобильного гиганта и даже не могу сказать про причины внезапных поломок, вроде бы все по технологии. Очень многое зависит от условий эксплуатации.  Не плохой показатель «надежности» - это автомобильный рынок. Перед покупкой авто посетите несколько авто рынков или один большой и проведите анализ. Какое количество автомобилей одной марки преобладает на рынке б/у автомобилей. И делаем вывод, что самые надежные это те, которых на рынке меньше всего. При условии, что это будут самые распространенные марки автомобилей. Это, конечно, далеко не идеальный вариант, но тоже вариант для подбора надежного автомобиля. 

 Читать еще:

Автомобиль для чайника

Устройство автомобиля

Технические характеристики

Выбор автомобиля 

Руководство по эксплуатации

 

educam.ru

Самые надёжные автомобили 2014 года

Покупая автомобиль, человек надеется использовать его не один год, получая максимум пользы и затрачивая минимум средств на обслуживание. Случается так, что машина действительно оправдывает ожидания, радуя своей экономичностью и надёжностью — а встречаются и автомобили, которые требуют ремонт в первый же месяц после приобретения. Чтобы потребители имели возможность сделать правильный выбор, крупные агентства с мировым именем регулярно составляют рейтинги — их выхода всегда ждут не только обычные люди, но и компании-производители, для которых попадание в список означает существенный прирост продаж. Относительно недавно американцы и немцы представили самые надёжные автомобили 2014 года по своей версии, что даёт нам возможность ознакомиться с ними и сделать разумный выбор.

Надёжность — один из важнейших критериев выбора автомобиля

До мельчайшей подробности

Наибольший интерес представляет для российских владельцев автомобилей именно немецкий рейтинг — ведь испытания в нём проходят машины, которые поставляются в нашу страну с минимальными отличиями. Также в нём участвуют не стопроцентно новые транспортные средства, а подержанные, которые имеют немалую историю обращений на автосервисы за выполнением сложных ремонтных работ. Составляет такой рейтинг самых надёжных автомобилей союз технического надзора, называемый TUV. Он получает данные непосредственно от автомобилистов и СТО, которые участвуют в программе повышения качества автомобильного производства. Оценки выставляются в процентах, которые отображают частоту обращения за серьёзными ремонтными услугами (то есть, исключая регламентные и гарантийные работы, а также замену мелких комплектующих) в течение всего времени после покупки автомобиля.

Сразу после приобретения

В 2014 году верхние строчки в категории «до 3 лет» заняли немецкие автомобили, сместив расположившихся там в прошлых периодах японцев. Согласно данным актуального исследования, самая надёжная машина — это компактный родстер Mercedes SLK. Автомобили, прошедшие в среднем 26 тысяч километров, заезжали на СТО лишь в 2,4% случаев. Третье место занял кроссовер этой же марки — автомобиль Mercedes GLK, которому понадобилось обслуживание лишь в 3,6% случаев за 55 тысяч километров. Почётный пьедестал надёжности разделил с ними седан бизнес-класса Audi A4 — доля визитов к сервисным работникам была равна лишь 2,9% за внушительные 62 тысячи километров.

Ценность рейтинга надёжности от немецкой организации заключается в определении аутсайдеров, покупки которых рекомендуется избегать. Так, низшую строчку списка в 2014 году занял Renault Logan, который за 50 тысяч км в течение 3 лет вынуждал 15,7% владельцев заниматься серьёзным ремонтом. К машине румынской сборки присоединились два «итальянца» — при похожем пробеге Fiat Panda требовал ремонта в 14,8% случаев, а Alfa Romeo MiTo — в 15,6%. Следует учесть, что рейтинг составлялся на основе эксплуатации автомобилей в «тепличных» условиях центральной Европы, поэтому показатель для России явно будет намного выше.

Тест-драйв автомобиля Mercedes SLK:

Проверенные временем

Но «японцы» никуда не ушли — просто они теперь держат лидерство в иных разделах рейтинга надёжности. Так, в возрасте 5 лет после покупки самым надёжным автомобилем оказалась компактная Mazda 3, владельцы которой только в 5,5% случаев обращались на СТО. Удивительно, но эта машина опередила даже Porsche 911, у которого показатель частоты ремонта был выше сразу на один процент! А вот определить третьего номинанта однозначно не получилось — в итоге на этом месте расположились сразу три автомобиля:

Кстати, Polo не имеет никакого отношения к седану, выпускающемуся под Петербургом — при составлении рейтинга рассматривали хэтчбек, собранный для европейского рынка.

Тест-драйв автомобиля Mazda 3:

А вот отрицательные результаты в средней категории показали сразу два коммерческих автомобиля. К примеру, FIAT Doblo вынудил своих владельцев обращаться за технической помощью в 25,8% случаев, а похожий на него по типу кузова Renault Kangoo — в 25,4%. Кстати, одним из аутсайдеров вновь стал Renault Logan — это даёт повод задуматься о том, что мы получаем, экономя при покупке.

Вечная классика

Наиболее интересным для российских автомобилистов будет ТОП самых надёжных автомобилей в возрасте свыше 10 лет — ведь именно такие машины пригоняют из-за границы по невысоким ценам. Здесь уже верхом надёжности считается Porsche 911, который ремонтируют за указанное время только в 14,6% случаев. Компанию ему составили Subaru Forester (19,3%), а также популярный кроссовер Toyota RAV4 (20,2%). Кстати, немцы сделали примечание о том, что в рейтинг попадают только Subaru, оборудованные атмосферными моторами, тогда как турбированные автомобили попадают исключительно в середину рейтинга.

Хуже всего себя зарекомендовал внедорожник Mercedes M(ML), который ремонтировали за 10 лет в 44,8% случаев. Кроме того, немцы указали, что страдает надёжность и у хэтчбека FIAT Stilo (44.3%). Удивительно, но в список аутсайдеров попал и Volkswagen — минивэн Sharan заставил посещать СТО с серьёзной поломкой 43,6% автомобилистов.

Тест-драйв автомобиля Porsche 911:

Заокеанский вариант

Американцы не столь дотошны, как немецкие эксперты — поэтому они составляют рейтинг брендов, а не отдельных моделей автомобилей. Хотя сказать, какой самый надёжный автомобиль на основании их рейтинга также можно — для каждой марки они выделяют лидера и аутсайдера. Проводит такое исследование издание Consumer Reports, которое специализируется на консультационной помощи потребителям различных товаров. Кроме него, существует также рейтинг надёжности от независимого агентства JD Power Associates, однако многие международные эксперты ставят под сомнение его правдивость. Проблема заключается в том, что специалисты агентства оценивают количество поломок только в течение первых трёх месяцев, поэтому выявляется ими в основном заводской брак — следовательно, лучше всё же опираться на рейтинг Consumer Reports.

Мировой лидер

Вот уже второй год подряд американские эксперты приходят к мнению, что самая надёжная марка автомобиля — Lexus, которая является премиальным подразделением международного концерна Toyota. Подобное звание для бренда достаточно неожиданно — ведь инженеры не стесняются применять в автомобилях Lexus самые необычные технические решения, которые только недавно считались последними достижениями технического прогресса. Тем не менее потребители жалуются только на проблемы с бортовой мультимедийной электроникой и редкие проблемы с подвеской, полностью обходя стороной инновационные двигатели и трансмиссии.

Кстати, лидером рейтинга по автомобилям стал гибридный городской хэтчбек CT200h — также удивительный факт, учитывая, что бензоэлектрические машины других марок попали в список аутсайдеров. А вот наименее надёжным автомобилем Lexus стал седан IS 250, несмотря на использование в нём классических технических решений и проверенных временем агрегатов. Потребители отмечали перебои в работе моторов и быстрый износ обивки салона.

Непревзойдённые японцы

Второе место досталось компании Toyota, в чём можно было не сомневаться — фирма, которой принадлежит бренд Lexus, использует сходные технологии, хотя и экономит на производстве бюджетных моделей. Интересно, что и в этот раз первенство было отдано гибридному автомобилю — модели Prius. А худшим в рейтинге марки стал премиальный седан американского производства Avalon.

На третье место попала стремительно растущая компания Mazda, которая сбросила оттуда бренд Acura, являющийся престижным подразделением Honda. Эксперты особенно отметили надёжность автомобиля Mazda 6, который доставляет проблемы своим обладателям лишь сбоями развлекательной электроники и редкими поломками подвески. Хотя механики не жалуют алюминиевые моторы Mazda, называя их «одноразовыми», в рейтинге это отображено не было, так как до капитального ремонта дело не доходило. Худший результат показала американская модификация Mazda 3, оборудованная мощным мотором с объёмом 2,5 литра.

Итальянцы не на высоте

Как и коллеги из немецкого технического бюро TUV, американцы отметили исключительно низкую надёжность итальянских машин марки FIAT. Большинство негативных отзывов собрали разнообразные модификации ретро-хэтчбека FIAT 500, включая кроссовер и микровэн. Потребители отмечали, что в машине выходит из строя кондиционер, наблюдаются проблемы с работой мотора и автоматизированной коробки передач. Также обслуживание машины оказалось неожиданно дорогим, что вызвало откровенное недоумение экспертов.

А вот лучшим среди ФИАТов оказался… сам трёхдверный хэтчбек 500. Достаточно любопытным фактом является то, что несколько лет назад он находился внизу списка, соседствуя с моделью Panda. Очевидно, итальянцы со временем исправляют свои ошибки, однако занимает этот процесс немало времени. Главная беда с надёжностью FIAT 500 — поломки кондиционера и выход из строя дорогих катушек зажигания.

Доверяй, но проверяй!

К сожалению, все автомобили проходят тестирование в условиях, далёких от российской действительности. Поэтому и результаты можно понимать соответствующим образом — ориентироваться можно на рейтинг, но никак не на приведённую частоту поломок. В России также работают по исследованию автомобилей — лидером в этой области является журнал «Авторевю», хотя масштабы их деятельности несравнимы с американскими и немецкими рейтингами. Кроме того, в нашей стране отсутствует централизованный подход и государственная поддержка рейтинговых исследований.

365cars.ru

Качество и надежность машин | Теория

Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество трактора будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.

Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, показателями качества продукции являются параметры, которые характеризуют качество.

Качество автомобиля — это совокупность свойств, определяющих его способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп:

  • Показатели назначения характеризуют приспособленность автомобиля к использованию по назначению, его технические и эксплуатационные возможности (мощность, производительность, скорость и др.).
  • Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкции и технологию ее производства.
  • Эргономические показатели учитывают его приспособленность к антропометрическим, физиологическим, психологическим, биомеханическим и другим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах (шум, вибрация, усилив на рычагах и др.).
  • Показатели унификации и стандартизации характеризуют степень использования одинаковых по своему функциональному назначению деталей сборочных единиц, применяемых на различных автомобилях, и стандартных деталей и узлов.
  • Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и использование автомобиля, трудоемкость и стоимость технического обслуживания и ремонта.
  • Экологические показатели характеризуют систему человек—машина—среда с точки зрения уровня вредных воздействий на природу, возникающих в процессе эксплуатации машины.
  • Эстетические показатели отражают такие свойства автомобиля, как форма, внешний вид. Они определяются уровнем художественного конструирования.
  • Патентно-правовые показатели характеризуют весомость новых изобретений, реализованных в автомобиле.

Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный автомобилем, которые измеряют в часах, моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах. При эксплуатации автомобилей различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.

Отказ — нарушение работоспособности автомобиля (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности автомобиль может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.

Работоспособность — состояние автомобиля или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т. д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).

Неработоспособность — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Исправность — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Неисправность — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособный автомобиль в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако автомобиль может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособный автомобиль может быть неисправным, однако его повреждения не препятствуют нормальному функционированию.

Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство автомобиля, характеризующее приспособленность его конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т. д.).

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.

Предельное состояние — состояние автомобиля, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Для оценки надежности автомобиля или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Самые надежные автомобили. Cтатьи. Наука и техника

Самой агрессивной оценке немецкие автомобили подверглись в Британии. В ежегодном исследовании журнала для потребителей «Which?» почти все ведущие автопроизводители этой страны, включая Mercedes и BMW, заняли позиции ниже тех, что имели раньше, скатившись по надежности из «лучших» в «средние» и даже «плохие». На карикатуре издание изобразило «Фольксваген» остановившимся, «Ауди» катящимся вниз, а «Даймлер Крайслер» разворачивающимся в обратную сторону.

«Немецкие изготовители столкнулись с проблемой надежности, они уже не те, что были раньше», – заключает журнал. Эксперты проверили почти 33 000 машин 1995...2003 годов выпуска и поделили их надежность на «лучшую», «хорошую», «среднюю» и «плохую». «С 2001 года все «Мерседесы» стали слишком часто ломаться и иметь различные проблемы, а BMW уже четвертый год находятся в категории средних по качеству изготовления машин», – отмечает «Which?».

Больше всего досталось «Фольксвагену». Популярные у нас и во многих странах Golf и Passat попали в этом году вообще в стан «плохих» по надежности изготовления машин. Издания иронизируют и обыгрывают, каждое на свой лад, один из самых известных рекламных лозунгов этой компании: «Если бы все в жизни было так же надежно, как «Фольксваген».

VW больше не соответствует своему слогану, а сам слоган порядком надоел покупателям, – замечает журнал «Which?». – Марка с высокой надежностью в 2000 году скользнула в «среднюю» в 2002-м, а теперь стала и вовсе «плохой». У VW самый высокий рейтинг неполадок среди машин, изготовленных с 1998 года, и он никогда не побеждал в номинации «Лучшая покупка», если не считать модель Polo в 2001-м. При этом стоимость «Фаэтона» (лимузина представительского класса) выше 68 000 фунтов (112800 $), а внедорожника Touareg – более 50 000 фунтов (82950 $).

Сдают позиции, по мнению экспертов, и другие бренды VW – Audi, Seat и Skoda, они тоже в компании средних по надежности машин. Особенно «низко пала» Audi TT. «Один шанс из четырех, что ее электрика не подведет, – отмечает «Which?», – для спортивной машины это неприлично».

Самый мощный рывок в повышении надежности своих автомобилей в последние годы, по мнению экспертов, предпринял Ford. Его модели в 1998...2000 годах имели низкую надежность, но теперь они в стане «хороших». Резко подняла качество автомобилей Mazda. Но другие бренды «Форда», прежде всего Volvo и Jaguar, мешают общей удаче.

Надежность фордовских машин отметили и в Германии. Немецкий автоклуб ADAC признал новую «Фиесту» самой надежной машиной в классе маленьких автомобилей (статистика, на которую клуб опирается, внушительна: в прошлом году его механики выезжали по вызову попавших в беду автолюбителей 3,5 млн раз). За ней в классе маленьких у немцев идут Volkswagen Polo и Seat Arosa. А самыми ненадежными ADAC называет чешские, французские и итальянские малолитражки, и первой среди них Skoda Felicia.

В нижнем среднем классе (класс С) лидирующие положения в Германии по надежности занимают японские модели Toyota Corolla, Honda Civic, Mazda 323, Toyota RAV-4, Nissan Almera. Но в представительском классе немецкие эксперты отдают лидерство своим автомобилям – Audi A6, BMW 5-й серии и Mercedes E-класса, называя самой ненадежной модель Volvo S70. При этом все эксперты отмечают крайне низкий уровень качества «семейных автомобилей»: показатели их надежности находятся на уровне аутсайдеров в других классах машин (наихудший результат у Renault Espace – 43 поломки на каждую тысячу машин).

Не менее впечатляющий рывок, чем «Форд», сделала корейская Hyundai. Эксперты напоминают, что она первой среди автопроизводителей предложила пятилетнюю гарантию на свои автомобили, «причем не липовую, а настоящую». Наиболее надежными в этом году по совокупности показателей во всех классах признаны автомобили Nissan.

Что касается только вставших на конвейер моделей, то, по замечанию экспертов Ассоциации европейских автопроизводителей, в среднем одна из 20 машин ломается хотя бы раз в течение года. Поэтому выбирать среди новинок нужно с еще большим пристрастием. «Беда» большинства из них – генераторы, иммобилайзеры и комплектующие детали моторов.

В целом лидерами по надежности в Европе и США признаны японские автомобили Honda, Lexus, Mazda, Nissan, Toyota. Даже самые дешевые их модели не подводят. Доля «японок» на европейском рынке в этом году составляет почти 13% против 11 в прошлом (в США – 28%).

В США, по данным авторитетной компании J.D. Power & Associates, вслед за «японками» лидируют европейские Porsche, BMW и только после – собственные автомобили. При этом первое место занимает линейка автомобилей Lexus концерна Toyota. Mercedes в отчете J.D. Power на 27-м месте. Худшие результаты продемонстрировали Kia, Land Rover и Daewoo.

Рейтинг надежности автомобилей
Модель автомобиляНадежность протестированных машин,%
Honda Accord100
Honda Jazz100
Mazda 323100
Nissan X-Trail100
Toyota Celica100
Honda Civic99
Honda CR-V99
Lexus IS200/IS30099
Toyota Corolla99
Volvo S40/V4099
Nissan Almera98
Toyota RAV498
Opel Vectra98
Ford Fiesta97
Peugeot 40697
Skoda Fabia97
Ford Focus96
Nissan Primera96
Skoda Octavia96
Opel Corsa96
Jaguar S-Type95
VW Polo95
Alfa Romeo 14794
Audi A694
Peugeot 30794
VW Golf93
VW Passat93
BMW 3-серии92
BMW 5-серии91
Honda HR-V91
Mercedes-Benz С-класс91
Mini90
Renault Clio90
Renault Megane90
Saab 9...590
BMW X589
Daewoo Matiz89
Alfa Romeo 15687
Mercedes-Benz E-класс84
Audi TT75

 

Ранее опубликовано:

Самые надежные автомобили. Приморское Агентство Поставки Авто, 2003.

Дата публикации:

15 декабря 2003 года

n-t.ru

теория надежности автомобиля

Цель работы: освоить методы статистической обработки информации об отказах и определить основные характеристики надежности.

1. Надежность автомобиля

Автомобиль представляет собой сложную систему, состоящую из множества совместно действующих элементов (агрегатов узлов, деталей, механизмов), обеспечивающих выполнение заданных функций.

В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие вызывает трение, нагрев, нагружение деталей и т.д. В результате этого элементы автомобиля изменяют свое первоначальное состояние. Это состояние элементов может измениться настолько, что элемент не будет способен выполнять заданные функции.

В соответствии с этим различают 3 состояния автомобиля или его элемента:

  1. Работоспособное - это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции с параметрами, значения которых установлены технической документацией.

  2. Работоспособное, но неисправное - это состояние автомобиля, когда он хотя и может выполнять свои основные функции, но не отвечает всем требованиям технической документации. Исправность - состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным нормативно- технической документацией.

  3. Отказ - это нарушение работоспособности автомобиля, т.е. состояние, когда он не может выполнять заданные функции, (состояние приподхщсс к прекращению транспортного процесса).

Понятие отказа - это основное понятие при определении надежности автомобили.

Время появления отказов следует рассматривать, как случайную величину, которая в зависимости от условий эксплуатации может принимать различные значения. Поэтому при обработке материалов об отказах, можно использовать теорию вероятностей и математической статистики. С помощью этих теорий можно определить некоторые обобщающие статические характеристики, такие, как: закон распределения случайной величины, вероятность возникновения события, плотность распределения и др.

Необходимость заниматься вопросами получения и обработки информации об отказах, анализом этой информации, разработкой рекомендаций по снижению отказов вызвала появление в начале 20 века новой теории, теории надежности.

Надежность - способность изделия выполнять требуемые функции в заданных условиях в течение заданного периода времени (СТ ИСО 8402-86).

Примечание: Термин "надежность" также используется в качестве показателя надежности, обозначая вероятность безотказной работы или долю не отказавших изделий. В общем виде, термин "надежность" также используется как характеристика надежности, обозначающая вероятность успеха или его степень.

Применительно к автомобильному транспорту, надежность - это способность автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать:

1) безотказность, 2) долговечность, 3) ремонтопригодность, 4) сохраняемость, как для объекта, так и для его частей.

Спецификой надежности является то, что она характеризует и позволяет оценить, насколько быстро происходит изменение качества изделия при эксплуатации. По словам Б.В. Гнеденко, надежность - это качество изделия развернутое во времени.

Безотказность- свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки

Долговечность - свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе,ТО и ремонта. Признаки предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный автомобиль.

Ремонтопригодность - свойство автомобиля, заключающееся вприспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранение их последствий путем проведения ремонта и ТО.

Сохраняемость - свойство автомобиля сохранять исправное и работоспособное состояние в течение срока хранения и после, а также при транспортировании.

На надежность автомобиля оказывает влияние большое число различных факторов, определяемых условиями проектирования, производства и эксплуатации. Надежность закладывается при проектировании, реализуется при производстве и поддерживается при эксплуатации.

1.1 Безотказность

Безотказность - свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега.

Для оценки безотказности, применяют следующие показатели:

  • вероятность безотказной работы,

  • средняя наработка до и между отказами,

  • а) интенсивность отказов (для не восстанавливаемых изделий), б) параметр потока отказов (для восстанавливаемых изделий).

Вероятность безотказной работы - вероятность того, что в заданном интервале времени (или в пределах заданной наработки) при заданных режимах и условиях работы не произойдет ни одного отказа.

Другими словами, это вероятность того, что данное изделие (автомобиль) будет сохранять свои параметры в заданных пределах в течение определенной наработки при определенных условиях эксплуатации.

Вероятность безотказной работы определяется:

где- число изделий, работоспособных к наработке;

- число испытываемых (наблюдаемых) изделий;

- общее число отказов за наработку .

Величина, противоположная вероятности безотказной работы, носит название вероятность отказа.

Рисунок 1 - Изменение вероятности отказа Р и безотказной работы R в зависимости от пробега автомобиля.

вероятность отказа - вероятность того, что в заданном интервале наработки произойдет хотя бы один отказ.

Вероятность может принимать следующие значения:

О≤ Р≤1. События для которых Р=1, называются достоверными, а события, для которых Р≈0 - маловероятными.

Графическое изображение вероятностей безотказной работы и отказа представлено на рисунке 1.

Рисунок 2 - Изменение плотности вероятности отказав зависимости от пробега автомобиля.

Плотность вероятности отказа - вероятность отказа за малую единицу времени или наработки при работе изделия без замены.

где - число отказов в течение интервала;

- длина 1-го интервала наблюдения.

Графическое изображение плотности вероятности отказа представлено на рисунке 2.

II. Средняя наработка до и между отказами (средняя наработка на отказ) - среднее значение наработки безотказной работы изделия до отказа или между соседними отказами. С математической точки зрения является математическим ожиданием времени безотказной работы.

III. а) Интенсивность отказов (для невосстанавливаемых изделий).

Невосстанавливаемыми называются изделия, работоспособность которых в случае возникновения отказа не подлежит восстановлению (Пример: стекла, лампочки и т.д.)

Интенсивность (опасность) отказов - вероятность отказов перемонтируемого изделия в единицу времени или наработки после определенного момента времени или наработки, при условии, что до этого момента отказ не возник. Интенсивность отказов определяется числом отказов в единицу времени, отнесенным к среднему числу элементов, исправно работающих в данный отрезок времени:

где - число отказов в течение интервала;

- число изделий работоспособных к моменту .

б) Параметр потока отказов (для восстанавливаемых изделий).

Восстанавливаемыми называются изделия, работоспособность которых в случае возникновения отказа подлежит восстановлению методами профилактических операций или ремонта.

Параметр потока отказов - это плотность вероятности возникновения отказа восстанавливаемого изделия, определяемая для данного момента времени или пробега:

где N - число восстанавливаемых объектов, находящихся под наблюдением;

- суммарное число отказов в интервале(в общем случает.к. восстанавливаемые объекты могут отказать несколько раз без их замены).

Показатели безотказности, полученные по указанным вьппе формулам с использованием статических данных, обеспечивают возможность решения на практике многих задач, связанных с повышением эффективности использования автомобильного транспорта.

2. Информация о надежности автомобиля

Сбор и обработку информации о надежности автомобиля проводят с целью получения данных об отказах элементов автомобиля. Сбором информации занимаются: организации-разработчики изделия, предприятия- изготовители изделия, эксплуатационные и ремонтные предприятия.

Организации-разработчики (проектные институты) осуществляют сбор и обработку информации о надежности опытных образцов автомобиля.

Предприятия-изготовители (автомобильные заводы) осуществляют сбор и обработку первичной информации о надежности серийно изготовляемой продукции и анализ причин отказов автомобилей в период гарантийного срока.

Эксплуатационные и ремонтные организации собирают первичную информацию о надежности автомобиля после гарантийного срока эксплуатации.

Сбор и обработку информации о надежности автомобилей проводят в соответствии с требованиями отраслевой нормативно-технической документации.

Программа сбора информации предусматривает проведение постоянных, периодических и разовых наблюдений за автомобилем в эксплуатации.

Сбор информации осуществляется на основании: данных учета отказов по АТП, результатов наблюдения за автомобилем в эксплуатации, применение опросных листов.

Первичная информация о надежности автомобиля включает: данные о месте и условиях эксплуатации, общие сведения об автомобиле (марка, год выпуска, пробег и др.), характеристику отказов (дата отказа, пробег до отказа, причина возникновения отказа и т.д.).

Информация о надежности изделия, должна удовлетворять следующим требованиям:

  • полнота информации, под которой понимается наличие всех сведений, необходимых для проведения оценки и анализа надежности;

  • достоверность информации, т.е. все сообщения о неисправности, должны быть точными;

  • своевременность информации позволяет быстрее устранять причины отказов и принимать меры по устранению выявленных недостатков;

  • непрерывность информации позволяет сопоставлять результаты расчетов, полученных в первый и последующий периоды эксплуатации и избавлять от ошибок.

Анализ информации о надежности может быть:

  1. Качественный. Позволяет: установить степень влияния различных отказов на работоспособность автомобиля, выявить конструктивные недостатки, выявить наименее надежные детали, выявить недостатки эксплуатации и ремонта.

  2. Количественный. Позволяет определить фактический уровень надежности автомобиля. Оценка надежности производится с помощью показателей, получаемых по определенным математическим зависимостям.

Обработка информации включает: классификацию и кодирование исходных данных, оценку показателей надежности, классификацию причин отказов, подготовку данных для разработки мероприятий, направленных на выявление недостатков и повышение надежности автомобиля в эксплуатации и др.

Анализируя полученную информацию можно: выявить элементы автомобиля, лимитирующие его надежность; установить причины отказов; дать оценку показателей надежности на основе статистических данных; разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков с целью дальнейшего повышения надежности.

Статистическую информацию о надежности автомобилей чаще всего получают с помощью специальных испытаний.

Различают следующие виды испытаний: ресурсные и эксплуатационные.

  1. Ресурсные испытания - испытания опытных или первых серийных образцов,

  2. Длительные эксплуатационные испытания. Цель их – получение достоверных данных об эксплуатационной надежности автомобилей на основе систематических наблюдений.

  3. Ускоренные эксплуатационные испытания предназначены для оперативной оценки и прогнозирования динамики изменения основных эксплуатационных характеристик автомобиля и его механизмов. Ускоренные эксплуатационные испытания базируются, прежде всего на стендовых испытаниях, которые проводят а напряженном режиме испытания агрегатов и механизмов, когда моделируются реальные условия эксплуатации.

3. Характеристики случайных величин

Как известно, общими характеристиками случайных величин, каким является отказ, являются:

  1. Среднее арифметическое значение. Среднее значение определяет такой показатель, как среднюю наработка автомобиля или его элемента до отказа. В технической эксплуатации автомобилей среднее значение используется также для определения средней величины пробега автомобиля до профилактики или ремонта.

  2. Размах. Понятие размаха в теории статистики используется в качестве меры рассеивания случайной величины. В технической эксплуатации используется для определения величины интервала в километрах пробега на котором будут происходить отказы автомобиля или его элементов.

где - максимальное значение пробега при отказе;

- минимальное значение пробега при отказе.

  1. Среднее квадратическое отклонение является также мерой рассеивания случайной величины. Среднее квадратическое отклонение наработки до отказа определяется:

  1. Коэффициент вариации также характеризует рассеивание случайной величины с учетом средней величины наработки. Коэффициент вариации определяется по формуле:

Различают случайные величины с малой вариацией (V<=0.1),средней вариацией (0.1 <V<=0.33) и большой вариацией (V>0.33).

В зависимости от о различают и подходы к обработке статистических данных:

а) если V<0.33, то применяется методика обработки статистических данных с переносом начала координат в точку равную.

б) если V>0.33, то применяется методика обработки без переноса начала координат.

  1. Вероятность - одна из важнейших характеристик случайной величины. Вероятность - это численная мера степени объективно существующей возможности появления изучаемого события. Следует различать статистическую и теоретическую вероятности.

Статистическая (эмпирическая) вероятность - это величина, определенная на основе статистических данных полученных при испытаниях.

Теоретическая вероятность - это величина, полученная на основе расчета значений статистической вероятности, но более обобщенная, которая может быть распространена на всю генеральную совокупность исследуемых объектов.

Статистическая вероятность появления отказа (в теории статистики эта величина называется частостью появления отказа) представляет собой отношение числа случаев отказов к общему числу случаев:

где - число отказавших элементов (автомобилей) к моменту наработки.

Событие противоположное вероятности отказа носит название статистической вероятности безотказной работы:

  1. Плотность вероятности отказа вероятность отказа за малую единицу наработки при работе элемента (автомобиля) без замены:

где - элементарная вероятность, с которой в любой момент времени происходят отказы при работе автомобиля без замены;

- производная от.

  1. Законы распределения случайной величины. Типов распределения случайных величин довольно много. Многие из них хорошо изучены, обобщены и сформулированы в законы. Каждый закон распределения случайной величины имеет свои характеристики распределения. Определяющим фактором отношения ипа распределения к тому или иному закону является плотность распределения вероятности события.

Отказы автомобилей или его элементов в практике эксплуатации наиболее часто подчиняются следующим основным законам: нормальному, Вейбулла-Гнеденко, логарифмически нормальному, экспоненциальному.

Знание законов распределения отказов позволяет более точно планировать время и трудоемкость работ технического обслуживания и ремонта, определять необходимое количество запасньпе частей и решать другие технологические и организационные вопросы.

Нормальный закон. Он формируется тогда, когда на протекание исследуемого процесса и его результат влияет сравнительно большое число независимых факторов, каждое из которых в отдельности оказывает лишь незначительное действие по сравнению с суммарным влиянием всех остальных.

Нормальный закон довольно часто используется при решении задач технической эксплуатации автомобилей. Так нормальному закону подчиняется периодичность технических обслуживании, нароботка до первого отказа, интенсивность изнашивании, ресурс и другие величины.

Закон распределения Вейбулла-Гнеденко проявляется в модели так называемого "слабого звена". Если система состоит из группы независимых элементов, отказ каждого из которых приводит к отказу всей системы, то вероятность его безотказной работы определяется законом Вейбулла-Гиедеысо.

Примером использования распределения Вейбулла-Гнедепко является распределение ресурса изделий, которые состоят из нескольких элементов, составляющих цепь: ресурс подшипников качения, регулирование тепловых зазоров клапанного механизма и другие.

Логарифмически нормальный закон распределения встречается тогда, когда на протекание исследуемого процесса и его результат влияет сравнительно большое число случайных и взаимонезависимых факторов, интенсивность действия которых зависит от достигнутого случайной величиной состояния.

В технической эксплуатации этот закон встречается при описании процессов усталостных разрушений, коррозии, наработки до ослабления предварительной затяжки крепежных соединений и в ряде других случаев.

Экспоненциальный закон распределения, это закон где вероятность безотказной работы не зависит от того, сколько проработало изделие сначала эксплуатации. Закон не учитывает постепенного изменения параметров технического состояния, а рассматривает так называемые нестареющие элементы и их отказы. Наибольшее распространение экспоненциальный закон получил при описании внезапных отказов, продолжительности ремонтных воздействий и в ряде других случаев.

Кроме перечисленных, в практике технической эксплуатации автомобилей встречаются и другие законы распределения: гамма- распределение, закон Редея, Пуассона и прочие, сведения о которых можно получить из специальной литературы.

4. Обработка статистической информации об отказах

Информация об отказах элементов автомобиля, как минимум, содержит две основные величины: наименование отказавшего элемента и величина нароботки, при которой произошел отказ. Дополнительная информация, типа: марка автомобиля, его возраст, характеристика условий эксплуатации и т.д. предназначена для предварительной обработки информации, а именно разделение ее на группы и подгруппы в зависимости от поставленных целей.

Технология обработки основной статистической информации об отказах следующая:

  • получение информации об отказах;

  • разбивка наработки элемента до отказа на интервалы. Обычно для определения ориентировочного числа интервалов К используется зависимость:

где- количество интервалов;

- объем выборки.

Однако в ГОСТ 11.006-84 рекомендуется число интервалов выбирать в зависимости от объема выборки значительно больше. Так для объема выборки 100 200, где еще допускается применение критерия согласия Пирсона, число интервалов должно быть=15...18. В ряде других источников указывается, что число интерваловвыбирается таким образом, чтобы при постоянном шаге количество наблюдений для любого интервала было не менее 6...8. Допускается снижение минимальной величины объема выборки до 35 (в работе берется 20) Т.к. число наблюдений взято меньше рекомендуемого, то количество интервалов тоже можно взять меньше (в пределах 6...11), ориентируясь на то, чтобы величина интервалабыла удобной круглой цифрой. При этом может оказаться необходимым округлять в исходной таблице либо минимальный измеренный пробег до ближайшей меньшей величины, либо максимальнозарегистрированный пробег до ближайшей большей величины, либо оба сразу.

  • определение числа отказавших элементов в интервалах, среднего значения выборки, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации;

  • построение гистограммы зависимости числа отказов от наработки автомобиля;

  • определение для каждого интервала значений соответствующих показателей: статистической плотности распределения, статистической вероятности отказа; вероятности безотказной работы;

  • построение статистических характеристик распределения (график статистического распределения плотности и вероятности).

Статистическую обработку информации об отказах можно проводить на простых или на специальных микрокалькуляторах выпускаемых для этой цели.

надёжность отказ автомобиль

Расчётное задание по лабораторно-практической работе №1

Вариант 1

Цель: освоить методы статистической обработки информации об отказах.

Задание для расчёта

Дано: в процессе эксплуатации были взяты под наблюдение 20 автомобилей. Наблюдение велось за отказами одного из элементов автомобиля - аккумулятора. Отказы их произошли при следующих пробегах автомобиля (в тыс. км.):6,1; 7,1; 8,6; 8,9; 9,1; 9,5; 9,9; 10,4; 10,5; 10,6; 10,8; 11,3; 11,5; 11,7; 11,9; 12,4; 12,5; 12,7; 13,6; 14,7.

studfiles.net