Caravel Набор Векторов и Иллюстраций. Каравелла корабль фото


А знаете ли вы, что такое каравеллы?

Помните, на каких кораблях плыл в далекую Индию Колумб? Впервые, услышав название этих парусников, невольно восклицаешь: “Как романтично! А что такое каравеллы?” На самом деле название этих средневековых судов имеет очень мелодичное звучание, да и внешне они очень красивы. Их деревянные корпуса нередко украшались богатой резьбой, а развевающиеся на ветру паруса делали их похожими на крылатые ладьи.что такое каравеллы

Корабль каравелла: история происхождения и этимология

Существует множество вариантов, объясняющих происхождение этого слова. Согласно одному из них, название этих парусников имеет португальские корни и происходит от уменьшительного варианта слово caravo (парусное судно). А вот итальянцы считают, что корабль каравелла назван так благодаря своей красоте и изящности, и его название происходит от слияния двух итальянских слов - cara (милая) и bella (красотка). А еще есть версия о греческом происхождении, согласно которому оно исходит от слова χαραβος (ксарабос). От него возникло латинское carabus (плетеная лодка), ну и русское слово «корабль». Конечно, итальянский вариант – самый красивый и довольно близкий по смыслу, ведь каравелла – это на самом деле очень красивое судно. Тем не менее, историки склонны считать, что слово имеет именно греческие корни.каравелла фото

Что такое каравеллы?

Эти корабли были распространены в Западной Европе в 13-16-м веках. Поскольку в те годы Испания и Португалия считались наикрупнейшими морскими державами и основные географические открытия принадлежали именно им, они, естественно, обладали самыми мощными и развитыми флотилиями. Основную часть от общего числа кораблей испанской флотилии до 15-го века составляли суда, которые назывались "каравелла" (фото смотрите в статье). Поэтому мы все великие открытия мореходов связываем именно с ними, хотя другие морские парусники - каракки - гораздо чаще участвовали в далеких путешествиях Христофора Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и др. Признайтесь, что о каракках вы практически ничего не слышали, тогда как каравеллы всегда были на слуху, и все благодаря их поэтическому названию. Каравелла! Красота, ничего не скажешь. Они представляли собой двух- либо трехмачтовые суда с прямым или косым (латинским) парусным вооружением. Для тех, кто более подробно желает знать, что такое каравеллы, можем добавить, что у них был особый тип обшивки корпуса. Так, если на других судах был принят так называемый способ “внахлест”, то у этих парусников доски при обшивке укладывались плотно друг к другу. Кроме этого отличительной особенностью этих кораблей было определенное соотношение длины корабля к его ширине (4:1), наличие одной-единственной палубы и приподнятой кормы, благодаря которой можно было плыть при попутном ветерке. На каравеллах, как правило, были 3 мачты, а треугольные паруса крепились к наклонным реям.

корабль каравелла

Среди флотилии Христофора Колумба подобными суднами были “Нинья” и “Пинта”, а вот величественная “Санта-Мария” принадлежала к новому поколению парусников - караккам. Одним словом, каравелла – это парусное судно, которое благодаря своей маневренности наряду с более совершенными каракками сумела доплыть до берегов Новой Земли. Эти корабли, как правило, были слабо вооружены. Небольшой размер палуб не позволял размещать на них артиллерийские пушки. Поэтому единственной защитой для них служили крупные мушкеты, которые размещались на корме.

каравелла это

Совершенствование каравелл

Со временем каравеллы стали совершенствоваться. У них вместо косых парусов появились прямые, и благодаря им судами стало легче управлять при попутном ветре. Колумбовская “Пинта” принадлежала к новому поколению каравелл, и у нее были прямые нелатинские паруса, в то время как у “Ниньи” они были треугольными, как у классических моделей, которые изначально служили в рыболовных целях.

Колумб перед пересечением Атлантики у Азорских островов решил заменить косые паруса на “Нинье” прямыми. И не ошибся. Ведь если бы не это, то каравелла, возможно, не смогла бы добраться до берегов Америки. Так постепенно вышли из потребления паруса латинского типа. И если бы после этого кого-то спросили, что такое каравеллы, то уже никто бы не ответил, что это суда с косым парусным снаряжением.

Заключение

В источниках есть множество описаний этих суден, однако почти нет иллюстраций, по которым можно представить, какими же были каравеллы на самом деле. Большинство картин были сделаны гораздо позже, когда эти парусники уже давно вышли из употребления. Тем не менее, до нас дошло изображение каравеллы, выполненное в Лиссабоне в 1520 году. Благодаря ему наше представление об этом судне становится более полным. На картине двухмачтовая каравелла (фото справа) с косым парусом. Она изображена на ретабло в цверкви Св. Авты. Вот какое важное значение имели эти судна в Португалии в эпоху великих географических открытий.

fb.ru

История изобретения каравеллы | Великие открытия человечества

КаравеллаОдним из важных моментов в истории развития человечества стала эпоха величайших географических открытий. За считанные десятилетия рамки привычного для людей мира необыкновенно раздвинулись. На старых картах появились новые государства, материки, моря и океаны. Безусловно, этим великим открытиям сопутствовало множество причин, как политического, так и экономического и социального характера. Большую роль в этом сыграли великие технические достижения в области мореплавания. Чтобы отважиться на далекие плавания, необходимы были прочные, ходкие и вместительные корабли. Именно таким судном была каравелла. Все выдающиеся мореплаватели того времени — Колумб (с 1492 г.), Васко да Гама (1497—1498 года), Магеллан (1519—1522 года) и другие совершили свои беспримерные экспедиции на каравеллах.

Если в начале средневековья судно было в основном весельным, где парус играл чаще вспомогательную роль, то в конце средневековья морское судно претерпело кардинальные Каравеллаизменения — оно лишилось весел, стало исключительно парусным. На смену привычному прямоугольному парусу пришел треугольный или косой, получивший название от арабов «латинского». Сначала к носовой части судна (форштевню) подтягивался передний конец рея; к мачте рей крепился наклонно в нижней его трети. В зависимости от направления и силы ветра угол наклона можно было менять. Позже от наклонного рея отказались и вверх стали поднимать гафель на короткой мачте. Благодаря косому парусу, который реагировал на малейшее дуновение ветерка, значительно облегчилось управление судном. Еще одно изменение коснулось количества парусов. Теперь появилась еще одна мачта с носовым парусом, что позволило ходить и при боковом ветре.

Появление в XII-XIV веках таких транспортных судов, как неф и когг, стали началом перехода от весельно-парусных кораблей к парусным. На нефе заменили переднюю мачту с артемоном на сильно наклоненный к носу бушприт, выступающий впереди форштевня. На главной и носовой мачте паруса были треугольные. Чтобы увеличить скорость судна, начали устанавливать две, а позже три или четыре мачты, на которые крепились треугольные рейковые паруса. Благодаря кормовой мачте корабль стал более маневренным.

Со временем на суднах стали использовать прямой и косой паруса вместе. Благодаря такому сочетанию судно приобретало высокую скорость и прекрасную маневренность. Макет каравеллы Колумба "Нинья"Уже в XII столетии были широко распространены трехмачтовые корабли, на которых большой парус (грот) приводил судно в движение, с помощью остальных двух меньших парусов судно могло маневрировать. В XV веке паруса стали дробить. Выше грота установили меньший парус — марсель. Над бушпритом поставили блинд-парус. Меньшими по объему парусами было легче управлять, хотя в целом управление парусами становилось большим и сложным искусством.

Наряду с парусами совершенствовался и руль. Сначала в кормовой части судна с обеих сторон были отверстия для весел с широкими лопастями, которыми судно управлялось. В XIII веке рулевое колесо поместили позади кормы, теперь на него не влияла качка и он прекрасно выполнял свои функции. В начале XIV века впервые появился руль, напоминающий современный. Многие века доски обшивки судна крепились внахлест друг на друга. К концу XIV века сначала в Испании и Португалии, позже — во Франции начали применять обшивку вгладь. В этом случае пояса досок прилегали друг к другу заподлицо боковыми гранями. Благодаря такой обшивке сопротивление корпуса судна при движении уменьшалось, обеспечивалась лучшая герметичность, было легче крепить обшивку к шпангоутам. На Балтике корабль такой конструкции впервые появился в 1459 году, в Англии — лишь в начале XVI века. В просторечье корабли с подобным креплением обшивки назвали «каравеллами», что в переводе с итальянского звучит как «красивая форма».

mirnovogo.ru

Каравелла - это... Что такое Каравелла?

Двухмачтовая каравелла-латина

Каравелла — европейское парусное судно, особенно распространённое в XV веке. Первый тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.

Этимология

Слово португальского происхождения. Caravela (порт.), уменьшительное от caravo - небольшое парусное судно. Восходит к поздне-латинскому carabus – плетеная лодка, обшитая кожами. Латинское слово в свою очередь происходит от греческого χαραβος[1]. К этому же греческому слову восходит и русское «корабль»[2][3].

Существуют и другие версии этимологии слова «каравелла». Так есть утверждения, что в начале XIII века термин каравелла имел отношение к небольшим арабским судам с латинским парусным вооружением, называвшимся qârib[4]. Впрочем, слово qârib тоже восходит к греческому χαραβος [1].

Также существует «итальянская» версия происхождения слова «каравелла», связанная с красотой и изяществом судна — от итальянского cara bella — «милая красотка»[5]. Данная версия не имеет убедительных оснований.

История

Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.

К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.

В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки

С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.

Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.

Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.

Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.

В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56" западной долготы, а Португалии все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.

История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.

Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.

К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путем, в его эскадре, состоящей из четырех кораблей, две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519-1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.

Каравеллы имели распространение до XVII века.

Конструкция

Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).

По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.

Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.

Археологические находки

Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].

На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.

От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.

Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.

Артиллерийское вооружение каравеллы состояло из двух небольших казеннозаряжаемых бомбард и 15 вертлюжных пушек, устанавлеваемых в поворотное шарнирное крепление (вертлюг) на планширь. Также на вооружении команды были аркебузы. Отдельно от бомбард и вертлюжных пушек хранились каморы - железная цилиндрическая зарядная камера, заполненная порохом, которая устанавливалась как казенная (задняя) часть орудия непосредственно перед выстрелом. Заряды для орудий изготавливались на борту судна - среди остатков корабля были обнаружены большие свинцовые листы, из которых кузнец нарезал кусочки, плавил их и заливал в бронзовую форму, также обнаруженную среди останков, получая круглое ядро. С помощью меньших форм делались заряды для аркебуз. Также были обнаружены гранаты - овальный полый чугунный шар, который через отверстие заполнялся порохом, которое потом запечатывалось запалом.

Личное оружие экипажа состояло из кинжалов и мечей. Найдено было всего одно лезвие меча и части четырех эфесов. Отсутствие личного оружия позволяет сделать вывод, что экипаж успел покинуть тонущий корабль. Из вооружения также были обнаружены остатки арбалетов.

Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.

Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.

Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.

По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.

Известные каравеллы

  • «Святой Христофор» (англ. Saint Christopher, порт. São Cristóvão) и «Святой Пантелей» (порт. São Pantaleão) - каравеллы Бартоломеу Диаша в его походе 1488 года, когда он первым из европейцев достиг южной оконечности Африки, мыса Доброй Надежды.
  • «Пинта» и «Нинья» - каравеллы Колумба, которые вместе с караккой (нао) «Санта-Мария» участвовали в его первом походе в 1492 году.
  • «Беррио» (англ. Berrio) - каравелла, которая вместе с более крупными каракками «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэль» и небольшим вспомогательным судном, входила в состав эскадры Васко да Гамы во время его первого похода 1497-1498 годов к берегам Индии.

Новоделы (современные полноразменые копии) каравелл

  • В музее Бартоломеу Диаша в Моссел Бее (ЮАР) установлена полноразмерная реплика каравеллы 1488 года. Копия была построена и подарена музею правительством Португалии в 1987 году к 500-летию открытия мыса Доброй Надежды Диашем. Своего места назначения каравелла достигла своим ходом.
  • «Нинья» и «Пинта» — реплики каравелл Колумба, построенные к 500-летию открытия Америки в 1988 и 1992 году соответственно.
  • «Boa Esperança» — португальская реплика каравеллы эпохи Великих географических открытий. Построена в 1991 году в Лагуше (Португалия) для привлечения туристов.
  • «Vera Cruz» — португальская реплика каравеллы эпохи Великих географических открытий. Построена в 2000 году к 500-летию открытия Бразилии европейцами.
  • «Notorious» — реплика каравеллы XV века, построенная австралийским энтузиастом Грэмом Уили (англ. Graeme Wylie) в 2012 году (начата в 2002 году).[4]

Примечания

  1. ↑ Etymology Online
  2. ↑ Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык»
  3. ↑ Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 2009 (1950-1958). Москва. «Астрель. Аст»
  4. ↑ Elbl. M.M. 1985. “The Portuguese Caravel and European Shipbuilding: Phases of Development and Diversity.” Revista da Universidade de Coimbra
  5. ↑ Edwards, C.R. 1992. “Design and Construction of Fifteenth Century Iberian Ships: A Review.”

Ссылки

Литература

Типы парусных судов

 

dic.academic.ru

Каравелла - Весло и Парус

Мы уже узнали, какие преимущества приобретала каравелла благодаря латинским парусам, малой осадке, большой маневренности. Но для длительных походов в неизвестные воды этого было мало.

Долгое путешествие требовало наличия большого количества питьевой воды. А для этого необходимо было либо заранее разведать имеющиеся на маршруте источники пресной воды на берегу, либо иметь требуемый запас питьевой воды с собой.

Длительный поход, как мы уже отмечали выше, сопровождался большой смертностью среди членов экипажа по самым различным причинам, что требовало наличия резервных членов экипажа по сравнению с обычным штатным составом команды.

Неблагоприятные внешние условия при длительном плавании в неизвестных водах, при неожиданных погодных условиях, при ограниченных географических познаниях предъявляли совершенно особые требования к морским качествам членов экипажа каравеллы. Там не должно быть случайных людей.

Модель каравеллы Нинья, как она выглядела в начале первой экспедиции Колумба

Ну и, наконец, конструкция каравеллы, конечно же, требовала учета маршрута путешествия. Если плавания вдоль западных берегов Африки вполне успешно совершались на португальских каравеллах с латинскими только парусами – caravela latina, то пересечение Индийского океана и поход к американским берегам, да и что там, переход на Канарские острова, потребовали изменения такелажа. На фок-мачте, а затем и на грот-мачте начали ставить прямые паруса, сохранив латинские лишь на кормовых мачтах. Каравелла превратилась, как мы писали выше, в caravela redonda, именно такую каравеллу стали вслед за португальцами использовать и испанцы. Но использование того или иного такелажа не являлось для моряков застывшей догмой. Так, две каравеллы экспедиции Колумба, Niña и Pinta в ходе путешествия неоднократно меняли тип парусного вооружения на носовых мачтах с латинского на прямое и обратно. В начале путешествия во время остановки на Канарских островах Нинья была переоснащена из каравеллы латины

(см. также в начале поста)

в каравеллу редонду

Мы можем видеть, что была добавлена невысокая фок-мачта и на ней, как и на грот-мачте, были помещены прямые паруса. Все работы по переоснащению заняли, как мы знаем из дневников Колумба, около одной недели. В дальнейшем в дневниках не отмечается никаких проблем с парусами Ниньи, более того, она пошла и во второе путешествие.

Нам трудно сейчас восстановить в деталях конструкцию корпуса первых исследовательских каравелл. В Испании система измерения корпуса судна и его грузоподъемности была разработана только при Филиппе II (правил в 1556-1598 гг.) Только с этой эпохи мы получаем документальные данные об используемом корабельном лесе, размере и тоннаже кораблей. Следует, к слову, отметить, что испанские документы по кораблестроению того времени продолжали использовать португальские единицы измерения: dedos (1,83 см), palmos (25,67 см) и rumos (1,54 м).

Чтобы разобраться с конструкцией первых каравелл, обратимся к другим возможностям, которыми располагают морские историки. В морской археологии есть метод получения данных об объектах прошлого, который подразумевает сравнение их с современными традиционными объектами, сохранившими основные черты своих древних прародителей. Так вот, в отношении старинных каравелл с латинскими парусами современным наследником считается разновидность арабского доу – самбук (سنبوك‎) (или самбука, как еще называют это судно).

Фотография самбука, сделанная в 1938 г. Выставка в Кувейте 1998 г.

В Военно-морском музее в Гринвиче имеется замечательная модель самбука, который использовался ловцами жемчуга и рыбаками в Персидском заливе.

На каждом борту имелось по шесть уключин для весел, что свидетельствует о том, что это было парусно-гребное судно. Хотя весла использовались, как представляется, лишь во время ловли жемчуга: на их лопастях крепились тросы, которые страховали ловцов во время погружения и давали возможность им отдохнуть между погружениями.

Меня больше всего в конструкции самбук заинтересовала плоская транцевая корма.

В старинных описаниях первых каравелл отмечается, что корма и у них была плоская. Однако на рисунках той эпохи не всегда удается рассмотреть вид кормовой части судна, что приводит к затруднениям при классификации кораблей, показанных на том или ином изображении. Однако, больше вопросов вызывают работы, когда каравеллами называют суда, имеющие вполне явственно круглую, а не плоскую корму. Рассмотрим в качестве примера изображения каравелл из известного сочинения Дуарте де Армаса (сподвижника короля Португалии Мануэла I) «Книга крепостей» ( Livro das fortalezas situadas no extremo de Portugal e Castela por Duarte de Armas, escudeiro da Casa do rei D. Manuel I ). Ее создание относят к периоду между 1495 и 1521 годами, иногда привязывают к конкретной дате 1510 г. В книге с большой тщательностью изображены крепости на границах Португалии с королевством Кастилия. Посмотрим, для примера, вид крепости Валенса, расположенной на реке Миньо. В ту пору река была вполне судоходна и на ней мы видим несколько крупных кораблей морского плавания.

Присмотримся внимательно к группе из трех кораблей на переднем плане

Один из них, более крупный, относится к типу нава (неф, каракка) и в данный момент мы на него отвлекаться не будем. Что касается оставшихся двух, то их обычно относят к каравеллам. Низкий профиль, отсутствие носовой надстройки, две мачты с латинскими парусами – типичные каравеллы-латины. Передняя мачта расположена далеко от носа, как бы оставляя место для возможной установки еще одной мачты в носу. Как это сделано на другом корабле с этой же гравюры, с правой ее части

Здесь не только поставлена фок-мачта с прямым парусом, но прямой парус установлен и на грот-мачте, и поставлена дополнительная бизань мачта в корме – т.е. мы видим превращение каравеллы-латины в каравеллу-редонду.

Однако в данный момент нас будет интересовать судно из первой группы, расположенное в ее центре. Мы ясно видим, что корма у него не плоская, а круглая, как у галеры. Это заставляет сомневаться в правомочности причисления данного корабля к каравеллам, как это делается во всех практически работах, исследующих эти изображения. Или следует выделить этот корабль в самостоятельный подвид каравелл, отличающийся своими конструктивными и мореходными качествам.

Продолжим позже.

galea-galley.livejournal.com

Caravel Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#86553602 - Sailing ship floating on the sea waves.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#86634582 - vintage sailing ship with reflection on a white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45918763 - Fish World - Illustration boot screen to the computer game

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#87625493 - vintage sailing ship in the sea with reflection

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45058525 - Columbus Day Vector Illustration. Hand Lettered Text with Ship..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#87051188 - Columbus day sign. Santa maria boat. vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#58175902 - Vector logo sailing ship, sailboat, sailer, vessel, sailing,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50903898 - Viking boat, sailing vector icon template

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#30539122 - Caravel Sailing ship

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45452747 - Vintage Ship Logo Sailing Boat design vector template. Ancient..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#40876300 - Sailing boat on sea under sky background. Vector illustration.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51907438 - Old ship with white sales, sailing in the sea

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#57476464 - ship

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#57168146 - Columbus Day. The view from the deck of one of Columbus ships..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#57450631 - Caravel, drakkar, junk. Set sailing ships floating on the sea..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#80026004 - vintage sailing ship with reflection on a white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#80685409 - vintage sailing ship travel adventure nautical vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#80637223 - A vintage sailing ship in the sea with reflection.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#58176449 - Vector logo sailing ship, barque, sailboat, sailer, vessel, sailing,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#85005888 - illustration of elements of Columbus Day Background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#65489164 - ship

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#95525169 - Medieval ship on white background. Vector illustration.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#82660623 - vintage ship with sails and reflection on a white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#81301909 - silhouette vintage sailing ship with reflection on a white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Корабль каравелла своими руками

Этот тип корабля использовался в Португалии в 15-16 веке. Эта модель каравеллы напоминает игровой корабль. Мы его оформим в серебристой цветовой гамме.

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Шаг 1. Приготовьте все необходимые материалы для работы:

  • клейкую ленту;
  • картон;
  • черную краску;
  • серые нитки;
  • деревянные шпажки;
  • соломку;
  • зубочистки;
  • клей;
  • клещи;
  • пистолет для клея;
  • маркер;
  • кисти.

Шаг 2. Чтобы создать рамку, следует взять либо проволоку, либо скрепки, соединенные скотчем.

Корабль каравелла своими руками

Шаг 3. Заполнить рамку нужно с помощью картона. Возьмите обрывки картона разного размера и склеивайте их вокруг основания, используя скотч. В тех местах, где должна быть возвышенность, прикрепите больше картона.

Корабль каравелла своими руками

Шаг 4. Обклейте всю поверхность клейкой лентой, убедившись в том, что нет просветов. Можете обклеить корабль в два слоя.

Корабль каравелла своими руками

Шаг 5. У каравеллы должно быть три мачты: две передние и одна задняя. На задней корме нужно сделать парус. Сделайте его из трех соломинок. Соедините их скотчем и приклейте на палубу с помощью клея.

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Шаг 6. Склейте два куска скотча клейкими сторонами. По такому принципу вы должны сделать два прямоугольных и один треугольный парус. В Интернете можете найти какую-нибудь эмблему, распечатать ее и наклеить на парус. Также можно сделать трафарет и нарисовать эмблему краской, затем дать ей высохнуть.

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Шаг 7. Осталось сделать такелаж.

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Шаг 8. С помощью зубочисток и скотча сделайте перила и лестницы на корабле. Закрепить их можно с помощью канцелярских скрепок.

Чтобы сделать руль, возьмите картон и покройте его скотчем. Потом наденьте на него скрепки, чтобы они торчали друг напротив друга. Одну скрепку используйте для крепления руля.

Также следует добавить некоторые элементы из веревки. Для имитации ветра приклейте во внутреннюю сторону паруса скотч. Эмблему и другие детали по необходимости раскрасьте.

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Шаг 9. Не известно, может ли этот корабль плыть, но вы можете попробовать запустить его.

Корабль каравелла своими руками

Шаг 10. Вот как выглядит готовый корабль в разных ракурсах.

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

Корабль каравелла своими руками

dekormyhome.ru

Каравелла — википедия фото

Двухмачтовая каравелла-латина

Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, Каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.

Этимология

Слово португальского происхождения. Caravela (порт.), уменьшительное от caravo — небольшое парусное судно. Восходит к поздне-латинскому carabus — плетеная лодка, обшитая кожами. Латинское слово в свою очередь происходит от греческого χαραβος[1]. К этому же греческому слову восходит русское «корабль»[2][3] и поморское «карбас».

Существуют и другие версии этимологии слова «каравелла». Так есть утверждения, что в начале XIII века термин каравелла имел отношение к небольшим арабским судам с латинским парусным вооружением, называвшимся qârib[4]. Впрочем, слово qârib тоже восходит к греческому χαραβος [1].

В XIX веке существовала романтичная, но неверная «итальянская» версия происхождения слова «каравелла», связанная с красотой и изяществом судна — от итальянского cara bella — «милая красотка»[5]. Данная версия не имеет убедительных оснований.

Созвучность английского (и других западноевропейских языков) термина carvel (выполнение обшивки судна «вгладь») — в противоположность клинкерной обшивке clinker («внакрой») — с названием caravel не позволяет делать вывод о происхождении слова «каравелла» от названия технологии, так как появление термина carvel зафиксировано значительно позже, чем название судна.

История

XII век. Первое упоминания термина

Впервые название «caravellum» появляется в Генуэзских документах середины XII века, где оно относится к тендеру[прим. 1][2] — небольшому судну или лодке, применяемому для разгрузки больших судов[6]. Нет никаких оснований считать, что это судно или лодка имело какое-то отношение к привычной нам конструкции каравеллы XV—XVI веков.

XIII век. Каравеллы — небольшие рыбацкие лодки Иберийского полуострова

Первое упоминание португальской каравеллы встречается в документе, связанном с событиями 1226 года, когда некая каравелла была насильно включена в состав Английского флота при его возвращении в Гасконь. Очевидно, что это уже более значимое, чем просто небольшая лодка, судно, которое было достойно упоминания о включении в состав флота, и которое было способно к плаванию в Бискайском заливе[7].

В законодательных документа португальского города Вила-Нова-ди-Гая («Foral Vila Nova de Gaia») от 1255 года каравелла упоминается как судно, с которого платится наименьшая входная пошлина. То есть каравелла на тот момент была наименьшим судном, среди упомянутых (barca seeyra, burcardus trincatus, burcia, pinaza). Подобный Кастильский документ 1255-1256 годов (Siete Partidas [3] Альфонса X Мудрого) так же помещает каравеллу среди судов других типов («…balener, leno, pinaça, caravela e otros barcos (…каравелла и другие лодки)» [4])[7].

XV век

Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.

Во второй половине XIII века Португалия стала первым иберийским королевством, завершившим Реконкисту и вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.

В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки.

С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394—1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.

Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.

Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным вооружением формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.

Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньшее удлинение — так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода неизвестной продолжительности.

В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56" западной долготы, а Португалии - все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.

История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.

Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.

  Одно из немногих, и одно из самых известных средневековых изображений каравеллы. Двухмачтовая каравелла-латина, фрагмент ретабло Святой Авты. Лиссабон. 1520 год.

К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путём, в его эскадре, состоящей из четырёх кораблей, было две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания - в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519—1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.

Каравеллы имели распространение до XVII века.

Разновидности каравелл

За долгий период существования, с XIV по XVII век, в источниках встречаются разные типы каравелл, отличающиеся друг от друга конструктивно.

  Двухмачтовая каравелла-латина

Каравелла-латина (caravela latina). Небольшая, двух- или трехмачтовая каравелла с латинским вооружением на всех мачтах — конструкция, характерная для первых каравелл. Наиболее известный образ каравеллы. Именно такими были первые «каравеллы открытий» (каравеллы эпохи Великих географических открытий, точнее первого её этапа) — суда, на которых португальцы начали исследовать западное побережье Африки в начале XV века. Именно на таких каравеллах Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки и первым из европейцев достиг Индийского океана морским путём в 1488 году.

  Реплика «Пинты», каравеллы-редонды первого похода Христофора Колумба

Каравелла-редонда (caravela redonda — от исп. redonda — прямой парус). Каравелла, вооруженная прямыми парусами на фок- и грот-мачте и латинским парусом на бизани.

Латинское парусное вооружение эффективно при хождении против ветра, что удобно для движения и маневрирования вдоль берега, поэтому каравелла-латина использовалась португальскими моряками при исследованиях западного африканского побережья и в качестве судна для каботажного и речного плавания в пределах своих территориальных вод.

Для хождения в открытом море и для трансокеанских переходов, где преобладают постоянные попутные ветра, более эффективны прямые паруса. Поэтому мореплаватели Бискайского залива, Северного моря, а позже испанцы, начиная с Колумба, при плаваниях из Европы в Америку и обратно использовали каравеллы-редонды.

Так, каравелла первой экспедиции Колумба «Нинья» перед походом была переоборудована из каравеллы-латины в каравеллу-редонду, при том, что каравелла «Пинта» и нао «Санта-Мария» изначально были с прямым парусным вооружением. Таким образом, все три корабля первого похода Колумба имели прямое парусное вооружение, так как ожидалось движение с постоянным попутным ветром (см. пассат).

Каравеллы-редонды были весьма распространены, особенно в дальних походах, хотя сейчас стереотипным для каравеллы того периода является изображение каравеллы-латины, несмотря на то, что с конца XV века они использовались в основном для прибрежного плавания.

Каравеллы исследований, каравеллы открытий, (порт. caravelas dos descobrimentos), (англ. caravels of the discoveries), (англ. caravels of exploration). Собирательное название каравелл начального периода эпохи Великих географических открытий — второй половины XV века. Подразумевает небольшие, водоизмещением до 60 тонн, двух- или трёхмачтовые каравеллы-латины или каравеллы-редонды, в отличие от более поздних четырёхмачтовых caravelas de armada, получивших распространение в XVI веке и имевших большее водоизмещение и тяжелое артиллерийское вооружение.

В частности, такие каравеллы были в походе Барталомеу Диаша и в первом походе Христофора Колумба.

Три caravelas de armada среди кораблей индийской армады в иллюстрации XVI века

Caravela de Armada («каравелла армады»). С самого начала XVI века, после открытия в 1497—1499 годах Васко да Гама морского пути в Индию, Мануэл I каждый год начинает отправлять в Индию армады, состоящие из 10-20 кораблей. Помимо каракк, составляющих ядро этих армад, в их состав входят большие хорошо вооруженные четырехмачтовые каравеллы, которые в источниках называются «caravelas de armada».

Каравелла армады имела слегка наклоненную вперед фок-мачту, вооруженную двумя прямыми парусами — фоком и фор-марселем, грот, вооруженный латинским парусом, и, также вооруженные латинскими парусами, бизань и бонавентуру. Каравелла армады обретает поднятый бак (не такой высокий, как у каракки), что связано с прямым вооружением фок-мачты — не требуется свободного пространства бака для манипуляций с реем латинского паруса[8].

Водоизмещение каравеллы армады было относительно большим — 80-100 тонн[8], а иногда достигало и 160—180 тонн[9].

Для каравеллы армады XVI века характерно наличие пушечных портов, которых не было на каравеллах XV века. Вооружение корабля состояло из нескольких десятков орудий, иногда до 30-40, но это количество включало также лёгкие вертлюжные пушки и фальконеты.

Каравеллы армады использовались на протяжении всего XVI века.

Caravela Mexiriqueira[прим. 2], caravela de aviso («посыльная каравелла»). Другой тип каравеллы, упоминаемый в источниках и существовавший в XVI веке — caravela mexiriqueira — небольшие, относительно быстрые и маневренные каравеллы, использовавшиеся для передачи сообщений между кораблями и портами. Эти каравеллы совмещали скорость и маневренность небольших рыбацких каравелл и возможность нести лёгкое артиллерийское вооружение. Посыльные каравеллы отличались от каравелл армады размерами, вооружением и численностью команды, и в документах своей эпохи упоминались отдельно от других каравелл. Водоизмещение caravela mexiriqueira в документах XVI века упоминается как 20-25 тонн[9].

Caravelão. В португальских и бразильских источниках встречается также такая разновидность, как caravelão, в других языках — исп. carabelón, итал. carabellone. Во всех этих языках суффикс -o (-on) имеет значение увеличения, однако, судя по описаниям в источниках, caravelão — это суда небольшого водоизмещения, сравнимые с каравеллой-латиной и заметно меньшие, чем существовавшие в тот же период caravela de armada.

В трактате Livro Náutico  1580—1609) есть инструкции по строительству двухмачтовой caravelão, с латинским парусным вооружением, водоизмещением 40-50 тонн. Судно было рассчитано на команду из 25 человек и предусматривало вёсла в качестве вспомогательного движителя. Вооружение этой каравеллы составляли 2 фальконета и 4 лёгких казённозарядных вертлюжных орудия (versos)[10].

Caravela pescareza (от порт. pescador — рыбак). Небольшие рыбацкие каравеллоподбные лодки, собственно предшественники каравелл, которые использовались рыбаками иберийского полуострова на протяжении веков, как до, так и в эпоху каравелл. Имели латинское парусное вооружение.

Небольшие рыбацкие каравеллы зачастую были беспалубными или частично беспалубными, в отличие от каравелл, использовавшихся для дальних походов.

Близкими современными наследниками этих лодок являются каики Алгарви.

  Современная реплика каика Алгарви «Bom Sucesso», Португалия

Конструкция

Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).

По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.

Характерной чертой каравелл является длинный полуют — длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме. Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.

  Вид на шканцы «Санта-Марии» (реконструкция 1892 года).Хотя на рисунке нао (испанская каракка), он хорошо иллюстрирует корабельную артиллерию XV века, применявшуюся в том числе на каравеллах.

Вооружение. На ранних каравеллах XV века артиллерийское вооружение состояло из лёгких орудий и размещалось на верхней палубе или на планшире с помощью вертлюгов. Это были небольшие бомбарды (иногда можно встретить название «ломбарда», например, в дневниках первого путешествия Колумба в изложении Бартоломе де Лас Касаса), казённозарядные вертлюжные пушки, называемые испанцами «версос» (исп. versos) [5], лёгкие вертлюжные пушки. Также на вооружении команды были аркебузы, арбалеты, алебарды, мечи и другое индивидуальное оружие.

Каравеллы обычно не предназначались для морского боя с хорошо вооруженными кораблями противника, поэтому вооружение было характерным для экспедиционного корабля — артиллерия активно использовалась в десантных операциях — лёгкие бомбарды грузились на лодки и использовались на берегу.

Тем не менее бомбарды каравелл XV века обладали существенной разрушающей силой — Лас Касас в дневнике первого путешествия Колумба приводит пример применения артиллерии — в качестве демонстрации силы европейцы расстреляли из бомбард корпус севшего на мель нао «Санта-Мария»[11].

Стреляли эти орудия каменными и свинцовыми ядрами или картечью. Свинцовые заряды изготавливались на борту корабля.

В XVI веке, с появлением пушечных портов и тяжелых корабельных орудий, caravela de armada получает на вооружение тяжелые орудия. Количество орудий на борту каравеллы армады достигает 40, но среди этого количества учитываются также и лёгкие ручные вертлюжные пушки.

Использование каравелл

До 30-40х годов XV века каравелла была небольшим рыбацким судном с немногочисленной командой и малым водоизмещением (до 20 тонн), зачастую частично беспалубным. Такие суда помимо рыбного лова использовались как небольшие торговые и транспортные суда.

Около 1440 года португальцы начали использовать каравеллы-латины для походов вдоль западного побережья Африки, хотя до этого для исследования использовались более примитивные суда — барки и баринели[12]. С 1441 года португальцы начали использовать каравеллы для работорговли вдоль западного побережья Африки[12].

Во второй половине XV века каравеллы-латины, вытеснившие более примитивные барки и баринели, активно используются португальцами для обслуживания западного побережья Африки (в основном для работорговли) и для исследований, которые продвигаются всё дальше на юг. В 1487-88 годах Бартоломеу Диаш, эскадра которого состояла из двух небольших каравел-латин и вспомогательного судна с прямым парусным вооружением (вероятно, барк или баринель), совершает поход в Индийский океан, огибая мыс Доброй Надежды. По возвращению из этого похода, Бартоломеу предложил изменения в конструкции кораблей для таких дальних исследовательских путешествий — более высокие борта, более вместительный корпус, подобно средиземноморским караккам — таким образом, в походе Васко да Гамы (1497—1499 годов), в подготовке которого участвовал Диаш, принимают участие уже нау (иберийская разновидность каракк). Каравеллы в таких походах начинают играть второстепенную роль.

Каравеллы никогда не предназначались для морских сражений, хотя были отмечены участия каравелл не только в экспедиционных операциях против заморских дикарей, но и в европейских морских боях. Так, в летописях отмечено, что Жуан II (король Португалии в 1481—1495 годах) впервые поместил большие артиллерийские орудия на маленькие каравеллы, и таким образом несколько таких каравелл могли вынудить большие суда сдаться, так как их маневренность не позволяла взять их на абордаж, а мощная артиллерия представляла серьёзную угрозу для противника[13]. Другие исторические записи показывают, что в 1476 году португальцы использовали вооруженные каравеллы против Кастилии, а через год Кастилия применила свои вооруженные каравеллы против португальцев в Африке[13].

С начала XVI века на сцену выходят более серьёзно вооруженные четырёхмачтовые caravelas de armada, водоизмещение которых в 2-3 раза больше, чем у каравелл исследований XV века. Они участвуют в походах индийских армад, которые Португалия снаряжает в первой половине XVI века, но главную роль в этих эскадрах играют более крупные каракки. Каравеллы армады принимали активное участие в колониальных войнах Португалии против Османской империи, Египта, Персии и правителей Индии.

В прибрежных районах, не только Европы, но и в колониях, небольшие каравеллы использовались как рыбацкие лодки, как транспортные и торговые суда, как посыльные корабли. Небольшая осадка и хорошая маневренность делала малые каравеллы удобными судами на мелководье и для хождения по рекам. Роль универсального судна небольшие каравеллы играли с XIII по XVIII век.

Исторические источники информации о каравеллах

До нас дошло на удивление мало материалов, по которым можно было бы достоверно восстановить конструкцию каравелл XV—XVI века. В отличие от каракк, когов, дракаров и даже древнеегипетских лодок, нет ни одного, хотя бы частично сохранившегося, корпуса каравеллы. Также, в отличие от каракк, каравеллы практически не изображались в живописи той эпохи. Первые технические описания конструкции кораблей (в том числе, отчасти, каравелл) появились лишь в конце XVI века, в пору заката этого типа судов и расцвета галеонов. Чертежи кораблей появились ещё позже.

Письменные источники

  Оливейра в «О Livro da Fábrica das Naus» строит изложение о пропорциях корабля на основе аналогии между корпусом судна и телом рыбы

О Livro da Fábrica das Naus. Неоконченный трактат, датируемый 1580 годом и написанный Отцом Фернандо Оливейрой, продолжение трактата Ars Náutica (1570) того же автора. Ценный источник XVI века по средневековому кораблестроению, особенно иберийскому[14].

Это одна из первых книг по кораблестроению. До этого мастерство передавалось устно и с помощью только практических навыков. Сам Оливейра в трактате говорит, что кораблестроение не преподавалось в прошлом, и было скрыто от масс, поэтому автор решил создать этот трактат как руководство по кораблестроению[15].

Трактат написан в конце XVI столетия, когда каравеллы уже не были основным исследовательским судном. Основной тип судна, конструкция которого рассматривается в трактате — нао — судно более крупных размеров, чем каравелла открытий. Но общие сведения о кораблестроении, пропорции корабля, подбор материалов дают представление и о строении каравелл того периода[15].

Instrucción Náuthica para el Buen Uso y Regimiento de las Naos, su Traza y Govierno. Испанский манускрипт доктора Диего Гарсия де Палацио, изданный в 1587 году.

Naos, su Traza y Govierno

Livro Náutico

Livro Primeiro da Architectura Naval

Livro de Traças de Carpintaria

Изображения каравелл

Изображения в живописи, в книжных иллюстрациях, на гравюрах, на морских картах и в других источника кораблей той эпохи, когда не существовало ни чертежей, ни другой технической документации, дают ценный материал для восстановления внешнего вида и конструкции этих кораблей. К сожалению, каравеллы изображались реже, чем другие основные типы судов и до нас дошло не много графических изображений каравелл.

Самое раннее известное нам изображение португальской каравеллы датируется 5 декабря 1488: судовладелец João de Lião составил заказ на обеспечение его судна провиантом и оставил подпись с изображением его каравеллы. Подобные изображения, присутствуют среди имен испанских рыбаков, в документах, датированных началом XVI века. Все изображенные каравеллы одномачтовые.

  Самое раннее изображение каравеллы, 5 декабря 1488 года.   Изображения каравелл в подписях моряков начала XVI века.

Археологические находки

Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef) [6], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980—1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [7].

На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510—1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.

От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1 % корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.

Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.

Артиллерийское вооружение каравеллы состояло из двух небольших казеннозаряжаемых бомбард (исп. versos[8]) и 15 вертлюжных пушек, устанавливаемых в поворотное шарнирное крепление (вертлюг) на планширь. Также на вооружении команды были аркебузы. Отдельно от бомбард и вертлюжных пушек хранились каморы — железная цилиндрическая зарядная камера, заполненная порохом, которая устанавливалась как казенная (задняя) часть орудия непосредственно перед выстрелом. Заряды для орудий изготавливались на борту судна — среди остатков корабля были обнаружены большие свинцовые листы, из которых кузнец нарезал кусочки, плавил их и заливал в бронзовую форму, также обнаруженную среди останков, получая круглое ядро. С помощью меньших форм делались заряды для аркебуз. Также были обнаружены гранаты — овальный полый чугунный шар, который через отверстие заполнялся порохом, которое потом запечатывалось запалом.

Личное оружие экипажа состояло из кинжалов и мечей. Найдено было всего одно лезвие меча и части четырёх эфесов. Отсутствие личного оружия позволяет сделать вывод, что экипаж успел покинуть тонущий корабль. Из вооружения также были обнаружены остатки арбалетов.

Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.

Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.

Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.

По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянных Пинсоном в 1500 году.

Этнографические материалы

Известные каравеллы

  • «Святой Христофор» (англ. Saint Christopher, порт. São Cristóvão) и «Святой Пантелей» (порт. São Pantaleão) — каравеллы Бартоломеу Диаша в его походе 1488 года, когда он первым из европейцев достиг южной оконечности Африки, мыса Доброй Надежды.
  • «Пинта» и «Нинья» — каравеллы Колумба, которые вместе с караккой (нао) «Санта-Мария» участвовали в его первом походе в 1492 году.
  • «Беррио» (англ. Berrio) — каравелла, которая вместе с более крупными каракками «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэль» и небольшим вспомогательным судном входила в состав эскадры Васко да Гамы во время его первого похода 1497—1498 годов к берегам Индии.

Реплики (современные полноразмерные копии) каравелл

  • В музее Бартоломеу Диаша в Мосселбай (ЮАР) установлена полноразмерная реплика каравеллы 1488 года. Копия была построена и подарена музею правительством Португалии в 1987 году к 500-летию открытия мыса Доброй Надежды Диашем. Своего места назначения каравелла достигла своим ходом.
  • «Нинья» и «Пинта» — реплики каравелл Колумба, построенные к 500-летию открытия Америки в 1988 и 1992 году соответственно.
  • «Boa Esperança» — португальская реплика каравеллы эпохи Великих географических открытий. Построена в 1991 году в Лагуше (Португалия) для привлечения туристов.
  • «Vera Cruz» — португальская реплика каравеллы эпохи Великих географических открытий. Построена в 2000 году к 500-летию открытия Бразилии европейцами.
  • «Notorious» — реплика каравеллы XV века, построенная австралийским энтузиастом Грэмом Уили (англ. Graeme Wylie) в 2012 году (начата в 2002 году).[9]

Примечания

  1. ↑ Не путать с «тендером», как типом парусного судна, речь о функциональном значении небольшого судна для разгрузки крупных судов — «тендера (англ.)русск.»
  2. ↑ Название «mexiriqueira» происходит из галисийского (или старопортугальского) языка, и семантически близко к современному португальскому «mexeriqueira» — «слухи», «сплетни», то есть «передача информации»

Источники

  1. ↑ Etymology Online
  2. ↑ Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык»
  3. ↑ Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 2009 (1950—1958). Москва. «Астрель. Аст»
  4. ↑ Elbl. M.M. 1985. «The Portuguese Caravel and European Shipbuilding: Phases of Development and Diversity.» Revista da Universidade de Coimbra
  5. ↑ Edwards, C.R. 1992. «Design and Construction of Fifteenth Century Iberian Ships: A Review.»
  6. ↑ Schwarz, 2008, с. 51.
  7. ↑ 1 2 Elbl, 1985, с. 546.
  8. ↑ 1 2 Schwarz, 2008, с. 89.
  9. ↑ 1 2 Schwarz, 2008, с. 93.
  10. ↑ Schwarz, 2008, с. 94.
  11. ↑ Магидович, 1952, с. 172.
  12. ↑ 1 2 Schwarz, 2008, с. 53.
  13. ↑ 1 2 Schwarz, 2008, с. 86.
  14. ↑ Schwarz, 2008, с. 106-107.
  15. ↑ 1 2 Schwarz, 2008, с. 109.

Ссылки

Литература

  • Cogs, Caravels and Galleons. The Sailing Ship 1000-1650. — Conway Martitime Press, 1994. — 188 с. — (Conway's History of the Ship). — ISBN 0-7858-1265-2.
  • C.R.Edwards. Design and Construction of Fifteenth Century Iberian Ships: A Review.. — 1992.
  • G.R.Schwarz. The Iberian Caravel: Tracing the Development of a Ship of Discovery.
  • Генрих Винтер. Суда Колумба 1492 г. = Heinrich Winter. Die Kolumbusschiffe Von 1492. 1968. — Ленинград: Судостроение, 1975. — 64 с. — 48 000 экз.
  • под.ред. И.П.Магидовича. Путешествия Христофора Колумба (дневники, письма, документы). — 2-е. — Москва: Географическая литература, 1952. — 527 с. — 20 000 экз.

org-wikipediya.ru