Тяжелый танк Fiat 2000 (Италия). Фиат 2000


Тяжелый танк Fiat 2000 (Италия) » Военное обозрение

В 1916 году на поле боя впервые вышли танки британской разработки. Несмотря на определенные недостатки, подобная техника быстро смогла показать свой потенциал и заинтересовать военных нескольких стран. Желание получить подобные боевые машины проявил ряд армий, в том числе итальянские вооруженные силы. Уже в конце 1916 года Италия начала разработку нескольких новых проектов бронетехники, лишь один из которых был доведен до строительства готовых машин. Результатом первого итальянского проекта в области танкостроения стала бронемашина Fiat 2000.

Следует отметить, что первыми танками итальянской армии могли стать машины французского производства. Видя затруднения в разработке собственных проектов, Рим решил обратиться за помощью к союзникам. В 1917 году начались переговоры о приобретении французских машин типов Schneider CA1 и Renault FT-17. Тем не менее, армия Франции сама нуждалась в подобной технике, из-за чего заказчик смог получить всего несколько машин двух типов. По этой причине в течение некоторого времени Италии приходилось полагаться только на собственные силы. Отсутствие альтернатив заставило итальянских специалистов ускорить работы, благодаря чему в начале следующего 1918 года на испытания вышел прототип первого отечественного танка собственной разработки.

Серийный танк Fiat 2000. Фото Armor.kiev.ua

В 1916 году заказ на создание танков с разными параметрами получили несколько организаций, в том числе компания Fiat. По некоторым данным, разработка нового проекта началась даже до получения официального заказа. Специалисты «Фиата» ознакомились с новейшими разработками зарубежных стран, после чего предложили свой вариант машины аналогичного назначения. Первый итальянский проект танка получил обозначение Fiat 2000.

В инициативном проекте было решено применить нестандартный подход, позволявший без особых проблем пережить возможный отказ потенциального заказчика. Сначала следовало создать новое гусеничное шасси с двигателем требуемой мощности и соответствующей трансмиссией. Затем на его базе нужно было разработать танк. При получении официального заказа можно было продолжать работу. В противном случае шасси планировалось доработать и сделать основой для перспективного трактора тяжелого класса. В связи с этим, в частности, первым на испытания в рамках программы вышло шасси с макетом танкового корпуса. Только после завершения проверок ходовой части и силовой установки инженеры фирмы Fiat получили возможность заняться полноценным проектированием прочих агрегатов.

Схема бронемашины. Рисунок Armor.kiev.ua

Изучив известные случаи применения танков и собранный опыт их эксплуатации, авторы проекта Fiat 2000 сформировали общую концепцию, в соответствии с которой должен был строиться новый танк. Перспективная боевая машина рассматривалась в качестве передвижной огневой точки. Она должна была без значительных затруднений перемещаться по пересеченной местности, в том числе покрытой воронками от взрывов, сопровождать пехоту с соответствующей скоростью, а также поражать противника пушечным и пулеметным огнем. Такое боевое применение подразумевало одинаковый уровень защиты от обстрела с любых ракурсов, а также требовало использования большого количества вооружения, способного обеспечить интенсивный одновременный обстрел нескольких целей на разных направлениях.

В то время еще не существовало отработанных и общепризнанных вариантов общей архитектуры танка, из-за чего в проекте Fiat 2000, как и во многих других разработках того времени, были использованы оригинальные идеи. Исходя из имеющихся требований к защите и вооружению, авторы проекта сформировали необычную, по современным меркам, конструкцию машины. В частности, характерными чертами итальянского танка были размещение силовых агрегатов, а также подход к установке вооружения.

Корпус предлагалось собирать на каркасе из броневых листов разной толщины. Борта и экраны ходовой части следовало изготавливать из 20-мм брони. Для крыши и днища предлагались листы толщиной 15 мм. В конструкции танка использовались как прямые, так и изогнутые панели. Лобовая часть корпуса имела сравнительно сложную форму. Внизу помещался вертикальный лобовой лист, выше которого под наклоном крепилась деталь небольшой высоты. Над ней, в центральной части лба, находилась рубка водителя, состоящая из изогнутого лба-крыши и двух вертикальных бортов. По бокам и сверху от рубки находился П-образный вогнутый внутрь лист. В бортовых его частях предусматривались небольшие проемы для установки оружия.

Компоновка танка, изображены члены экипажа. Рисунок Tanks-encyclopedia.com

Нижняя часть корпуса имела ту же ширину, что и нижний лобовой лист. На этих деталях предусматривались крепления для элементов ходовой части. Выше нижней части корпус увеличивал свою ширину, образуя достаточно крупные надгусеничные ниши. Сбоку эти ниши прикрывались наклонными бортовыми листами. Ниже наклонных бортов располагались вертикальные бортовые экраны, защищающие ходовую часть. В корме имелся широкий наклонный верхний лист и вертикальный нижний, отличавшийся меньшей шириной. В последнем находились жалюзи для подачи воздуха к радиатору. Сверху корпус прикрывался горизонтальной крышей.

Первый прототип танка Fiat 2000 получил башню, выполненную в форме шестигранной усеченной пирамиды. Впоследствии от такой конструкции отказались в пользу полусферического агрегата. Вне зависимости от формы, башни двух типов собирались из листов требуемых форм и размеров на основе каркаса.

Интереснейшей особенностью первого итальянского тяжелого танка была компоновка внутренних объемов сравнительно крупного и высокого бронекорпуса. Нижняя часть корпуса отдавалась под моторно-трансмиссионное отделение, помещенное под полом обитаемого отсека. В кормовой части танка, под кожухом соответствующих размеров, располагался двигатель. Сцепление, коробка передач и другие агрегаты проходили под полом боевого отделения и соединялись с устройствами трансмиссии, помещенными в передней части машины. Там осуществлялась передача крутящего момента на ведущие колеса. Подобная компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволила оснастить танк всеми необходимыми агрегатами, а также в определенной мере упростить конструкцию средств управления: рычаги и педали располагались на минимальном расстоянии от управляемых ими устройств.

Прототип с легким корпусом. Фото Aviarmor.net

В кормовой части танка устанавливался авиационный карбюраторный двигатель Fiat A12 мощностью 240 л.с. Двигатель имел жидкостную систему охлаждения с радиатором, помещенным напротив кормовой решетки корпуса. С двигателем соединялась механическая трансмиссия, обеспечивавшая шесть скоростей переднего хода и две заднего. Из-за некоторых особенностей компоновки корпуса, авторам проекта не удалось использовать прямую связь трансмиссии с ведущими колесами. Из-за этого последние приводились в движение при помощи цепной передачи, расположенной за пределами корпуса, но под защитой бортовых экранов. Выходные валы трансмиссии при этом находились примерно на уровне передних опорных катков.

Танк Fiat 2000 получил ходовую часть на основе сдвоенных опорных катков, установленных на тележках. На каждом борту машины устанавливалось по восемь опорных катков на четырех тележках. В подвеске использовались полуэллиптические рессоры. Подвеска отличалась малым ходом катков, что сказывалось на мягкости движения, не позволяя «отрабатывать» все неровности. В кормовой части танка располагались направляющие колеса, в передней – ведущие. Ведущие и направляющие колеса отличались большим диаметром и спицованной конструкцией. Для улучшения проходимости они были подняты над опорной поверхностью. На ступице ведущего колеса предусматривались зубцы для цепной передачи. Между крайними тележками и ведущими/направляющими колесами предусматривались две пары дополнительных роликов, уменьшавших нагрузку на гусеницы при преодолении препятствий. Для поддержания верхней ветви гусеницы использовался металлический желоб.

Прототип с корпусом первой версии. Фото Aviarmor.net

Конструкция гусеницы была типичной для техники того времени. Использовались крупнозвенчатые гусеницы шириной 450 мм, траки которых имели выраженную подушку с грунтозацепом. На внутренней стороне гусеницы присутствовали рельсы для опорных катков. За счет вынесения ведущих и направляющих колес передние и задние части гусениц значительно выступали за пределы корпуса и бортовых экранов, дополнительно улучшая проходимость.

Наиболее мощным оружием танка Fiat 2000 должна была стать горная пушка Cannone da 65/17 modello 13 калибра 65 мм, принятая на вооружение в 1913 году. При помощи этого оружия, имеющего ствол длиной 17 калибров, можно было атаковать цели на дальностях до 6,8 км. Орудие вместе с качающейся частью исходного лафета предлагалось крепить на цапфах танковой башни. В конструкции башни предусматривалась амбразура большой высоты, прикрывавшаяся подвижным броневым щитком-маской. Обеспечивалась стрельба в любом направлении с разными углами возвышения.

Также танк получил развитое пулеметное вооружение. По углам корпуса, а также в центральной части обоих бортов и в кормовом листе, над двигателем, помещались семь пулеметных установок. Вертлюги с подвижными щитками сложной формы позволяли выполнять наведение пулеметов в пределах широких горизонтальных секторов, вплоть до 100°. Также конструкция средств установки оружия давала возможность искать цели и наводить пулеметы с минимальным риском поражения огнем противника. На всех семи установках монтировались 6,5-мм пулеметы Fiat-Revelli M1914. Эти пулеметы, использующие магазины на 50 патронов, показывали скорострельность на уровне 400 выстрелов в минуту. Оружие комплектовалось мешками-гильзосборниками.

Серийный танк демонстрирует проходимость, Рим, 2 апреля 1919 г. Фото Aviarmor.net

Управление танком поручалось экипажу из 10 человек. В передней части корпуса, под рубкой, на собственном сиденье располагался механик-водитель, также выполнявший функции командира. Работой башенной пушки управляли наводчик и заряжающий. Каждый пулемет обслуживался собственным стрелком. Следует отметить, что из-за малых размеров забронированного объема рабочие места экипажа не отличались большим удобством. Более того, сравнительное удобство обеспечивалось только для водителя-командира. Наименее удобным рабочим местом экипажа на танке Fiat 2000 принято считать кормовую пулеметную установку. Тогда как другие пулеметчики имели возможность работать стоя и выпрямившись, кормовой стрелок был вынужден стоять на коленях, что ухудшало удобство и эффективность работы.

Водитель-командир вне боевой обстановки должен был наблюдать за дорогой при помощи крупного люка в своей рубке, крышка этого люка откидывалась вверх. Во избежание поражения огнем противника, в бою командир должен был закрывать люк и использовать перископический смотровой прибор. Интересно, что это был первый в мировой практике успешный случай оснащения танка перископом. Прочие члены экипажа должны были следить за обстановкой при помощи смотровых лючков и щелей, а также используя прицельные приспособления своего оружия. При некоторых проблемах, обеспечивался почти круговой обзор с возможностью обстрела целей в любом направлении, в том числе несколькими пулеметами одновременно. Попадать в танк предлагалось при помощи общей двери на левом борту.

Лобовая часть машины. Фото Daywarphoto.blogspot.ru

Первый итальянский танк получился достаточно крупным и тяжелым. Длина машины достигла 7,4 м, ширина – 3,1 м, высота – 3,4 м. Клиренс равнялся 540 мм. Боевая масса достигла 42 т. Негативной особенностью машины должна была стать малая удельная мощность, способная ухудшить показатели подвижности, – около 5,7 л.с. на тонну.

По имеющимся данным, еще в 1917 году компания Fiat построила опытное танковое шасси, главной задачей которого была демонстрация возможностей перспективной машины. Ходовая часть, силовая установка и трансмиссия прототипа полностью соответствовали разработанному проекту. Одновременно с этим использовался корпус упрощенной конструкции, не имевший верхней части и строившийся из конструкционной стали. В таком виде прототип прошел испытания, по результатам которых в имеющуюся конструкцию были внесены некоторые изменения. Кроме того, завершение испытаний опытного шасси позволило продолжить работы по созданию полноценного танка.

В феврале 1918 года фирмой Fiat был построен и предъявлен на испытания первый полноценный опытный образец тяжелого танка. Он нес башню граненой формы. Кроме того, характерной чертой первого прототипа была двухцветная камуфляжная окраска, похожая на использовавшуюся французской армией. В таком виде бронемашина вышла на полигонные испытания, в ходе которых показала основные характеристики и возможности.

Преодоление препятствий. Фото Daywarphoto.blogspot.ru

Во время испытаний были подтверждены недостаточные характеристики двигателя. 240-сильный мотор не мог обеспечить высокую скорость на пересеченной местности. Максимальная скорость машины не превышала 7 км/ч. Тем не менее, это было достаточно для сопровождения пехоты в наступлении. Авиационный двигатель также не отличался экономичностью: использовав запас топлива в 600 л, танк мог пройти лишь 75 км. В то же время, танк имел неплохую проходимость. Он мог подниматься на склон крутизной 40°, пересекать ров шириной до 3,5 м, а также подниматься на стенку высотой 0,9 м. Водные преграды глубиной до 1 м преодолевались вброд.

В начале 1918 года, почти одновременно с выпуском первого прототипа нового танка, итальянское командование решило заказать строительство серии из 50 подобных машин. К концу года был построен второй экземпляр танка Fiat 2000, доработанный по результатам испытаний. В частности, именно он стал первым носителем новой полусферической башни. 1 апреля 1919 года эту машину впервые показали широкой публике. Вскоре появились еще два или три танка. По разным данным, было построено не более 4-5 танков: один прототип и три или четыре серийные машины. В связи с окончанием Первой мировой войны руководство Италии посчитало нецелесообразным строить новую технику большой серией. Дальнейшая сборка танков типа Fiat 2000 была отменена.

Серийный Fiat 2000, вид на корму. Фото Aviarmor.net

В 1919 году в составе итальянской армии было сформировано подразделение, которому предстояло эксплуатировать все танки новой модели. Подразделение Reparto Speciale di marcia carri d’Assalto официально подчинялось автомобильному управлению Генштаба, однако фактическое управление осуществлялось командованием артиллерийских войск. Тяжелые танки вошли в состав двух взводов, каждому из которых дополнительно дали по одному легкому танку FT-17 французского производства.

Эксплуатация в войсках позволила выявить ранее не замеченные недостатки конструкции. Военные вновь жаловались на неприемлемо высокий расход горючего и чрезмерную тряску при движении. Кроме того, существовал серьезный риск перегрева двигателя, затруднявший длительное движение техники. Также, вне зависимости от режима работы силовой установки, температура воздуха в обитаемом отсеке была высокой, а единственный вентилятор не справлялся с нагрузкой. Большая высота танка и высокое расположение центра тяжести приводили к рискам переворота на некоторых склонах. Тем не менее, несмотря на все недостатки, тяжелые танки Fiat 2000, в целом, считались пригодными для эксплуатации в войсках.

Танк, получивший 37-мм пушки. Фото Daywarphoto.blogspot.ru

В начале 1919 года один из танков новой модели был отправлен в Ливию, где экипажу пришлось бороться с восставшими арабскими племенами. По некоторым данным, в следующем году танковую группировку в Северной Африке усилили остальными имевшимися в наличии танками. Согласно иным источникам, единственный танк так и оставили в Ливии, выведя в состав отдельного артиллерийского взвода. Эксплуатация остальных машин, соответственно, продолжалась исключительно в Италии.

В течение первой половины двадцатых годов все имевшиеся танки Fiat 2000 находились в интенсивной эксплуатации. Позже, по мере строительства и поставок новых танков с более высокими характеристиками, тяжелые бронемашины стали рассматриваться в качестве дополнительного средства усиления войск. К началу тридцатых годов все эти танки стали учебными машинами и находились на различных полигонах, обеспечивая подготовку новых экипажей для строевой техники. Возвращение в строй в качестве полноценных боевых машин уже не планировалось.

Тем не менее, в 1932 году была предпринята попытка обновления танков с применением нового вооружения. Было предложено заменить передние пулеметы двумя 37-мм пушками. Один из танков получил такое оружие, однако дальше испытаний дело не пошло. Прирост огневой мощи был несомненным плюсом, но бронемашины уже успели выработать свой ресурс, из-за чего их модернизацию сочли нецелесообразной. Остальные танки так и остались с 65-мм пушкой и семью пулеметами.

Один из танков в конце своей карьеры. Фото Daywarphoto.blogspot.ru

В 1934 году вышел приказ о снятии танков Fiat 2000 с вооружения. Две машины, остававшиеся в Италии, были отправлены на утилизацию. Примечательно, что до пункта разделки они добрались своим ходом, хотя и не без проблем технического характера. «Ливийский» танк был разобран на месте службы: для экономии его решили не вывозить в Европу. Еще один танк, ранее ставший носителем 37-мм пушек, отправили в 3-й танковый полк, дислоцированный в г. Болонья, где он стал памятником. Машина лишилась части агрегатов, получила макеты оружия и встала на постамент. По имеющимся данным, до наших дней этот памятник не сохранился. Уникальный образец был уничтожен во время Второй мировой войны.

Тяжелый танк Fiat 2000 был первой машиной своего класса, созданной и построенной в Италии. Отсутствие опыта разработки и эксплуатации подобной техники привело к закономерным результатам. Машина не отличалась высокими характеристиками, из-за чего безнадежно устарела всего через несколько лет после принятия на вооружение. Дальнейшие попытки обновить и улучшить танк не дали ощутимых результатов. Однако, не показав значительных практических результатов, проект Fiat 2000 все же занял важное место в истории европейского танкостроения, а также поспособствовал дальнейшему развитию бронетанковой техники Италии.

По материалам сайтов:http://aviarmor.net/http://armor.kiev.ua/http://tanks-encyclopedia.com/http://militaryfactory.com/

topwar.ru

FIAT 2000

FIAT 2000

Тяжелый танк

Официальное обозначение: FIAT 2000Альтернативное обозначение: Fiat Tipo 2000, Carro PesanteНачало проектирования: 1916 г.Дата постройки первого прототипа: 1917 г.Стадия завершения работ: построено один прототип и 4 серийных танка, ограниченно использовались в Италии и Ливии.

В первой половине 20-го века итальянским танкостроителям удалось лишь дважды, как говориться, "попасть в яблочко" и создать действительно современные боевые машины отвечающие текущим требованиям. Одной из них стал тяжелый танк FIAT 2000, разработка которого началась практически сразу после вступления Италии в войну.

О том, каким должен был стать первый итальянский танк, тогда ходило множество мнений, но большинство из них сводилось к идее постройки полностью бронированной гусеничной машины, способной как поддержать пехоту в атаке, так и провести "зачистку" траншей противника. Соответственно, требовалось обеспечить защиту танка от огня полевой артиллерии и оснастить его вооружением с максимально возможными секторами обстрела – в результате получалось некое подобие "подвижного форта".

Подобная концепция казалась очень привлекательной, особенно учитывая позиционный характер боевых действий на Западном фронте. Даже на его южном участке, где в своими силами мерились итальянская и австро-венгерская армии (причем вторая в 1914-1915 гг. вообще не имела бронемашин), после бурного начала наступление обоих сторон затормозилось и в течении двух лет обстановка там практически не менялась. Таким образом, Италии потребовался танк, способный преодолевать значительные препятствия и оснащенный пушечно-пулеметным вооружением. Опыт союзников по коалиции лишний раз убеждал итальянцев в том, что британские "ромбы" и французские "танки поддержки" на доработанном тракторном шасси являются не лучшим выходом. Первые отличались весьма нескромными габаритами, низкой подвижностью на местности, невысокой эксплуатационной надежностью и слишком уязвимой ходовой частью. У вторых общая защищенность была получше, однако компоновка французских танков была скорее их отрицательным качеством, в конечном итоге приведшем к закономерному трагическому финалу этих машин уже на начальной стадии их применения.

В начале 1916 года итальянскими конструкторами из фирмы FIAT был представлен достаточно перспективный проект бронированной гусеничной машины, который в случае успеха смог бы составить серьёзную конкуренцию британским ромбовидным танкам. Суммировав полученные сведения, сами того не ожидая, они пошли по пути своих немецких коллег. Правда, итальянский "подвижный форт" имел ряд весьма существенных отличий и несомненных преимуществ. В частности, танк предполагалось оснастить башней с круговым вращением. Но самым главным отличием стало оригинальное шасси, первый опытный образец которого был предъявлен на испытания 21-го июня 1917 года.

Конструкция этого чисто экспериментального образца представляла собой сочетание британского и французского опыта, но с итальянской "изюминкой". Как известно, кораблестроители Италии начала 20-го века обладали тягой к симметрии – тем же курсом пошли и танкостроители. Для обеспечения максимально возможной проходимости по пересеченной местности в обоих направлениях (вперед-назад) ими была разработана абсолютно симметричная ходовая часть, занимавшая примерно 50% от общей высоты танка. Применительно на один борт она состояла из следующих компонентов:

- четыре двухктаковые тележки с подвеской на полуэллиптических рессорах;

- два натяжных ролика (спереди и сзади) на пружинных рессорах;

- переднее ведущее колесо;

- заднее направляющее колесо;

- желоб для поддержки верхней ветви гусеницы.

- крупнозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 450 мм, каждый трак оснащался подушкой с развитым грунтозацепом и рельсой, по которым катились катки с ребордами.

На опытном образце устанавливался макет корпуса из обычной стали. Открытый сверху корпус прикрывался только брезентом, натянутым на деревянных стойках по бортам. Компоновка была близкой к "классической": спереди – отделение управления, в средней части – "боевой отсек", а на корме устанавливался бензиновый двигатель и трансмиссия. Привод на ведущие колёса обеспечивался цепями Галля.

Опытный образец шасси проходил усиленные испытания на полигоне под Турином в течении второй половины 1917 года. За это время в конструкцию прототипа внесли несколько изменений, а также установили имитацию верхней части корпуса и приземистой башни конической формы, выполненные из фанеры. Предварительно был утвержден вариант с установкой трех пулеметов в лобовом листе корпуса и четырех пулеметов по бортам. Впрочем, вооружение на прототипе так и не было установлено.

В целом, выбранный итальянскими инженерами курс получил полное подтверждение – опытный образец обладал неплохими динамическими качествами (сравнительно с англо-французскими танками), а также показал хорошую проходимость по бездорожью и горной местности. Тем не менее, итальянский Генштаб не торопил разработчиков с началом серийного выпуска. Дело заключалось в том, что в течении 1917 года велись активные переговоры с Францией о поставках штурмовых танков СА1 и легких танков FT-17. Французы продали несколько образцов обоих типов, однако итальянцы сделали вывод, что им требуется более совершенные танки, после чего от поставок зарубежной техники вообще отказались. Таким образом, лишь в феврале 1918 года фирма FIAT получила одобрение от верховного командования на начало серийного производства. К этому времени танк получил официальное обозначение FIAT 2000, к которому в ряде западных источников добавляется название Carro Pesante, что можно перевести как “тяжелый танк”.

Конструкция серийных танков FIAT 2000 была вполне традиционной для того периода, хотя в ней имелся ряд интересных нюансов. Так, в основе конструкции корпуса лежал стальной каркас на котором, при помощи болтов, заклёпок и уголков, крепились листы катаной броневой стали. Вертикальные бронелисты имели толщину 20 мм, горизонтальные – по 15 мм.

Нетрадиционной получилась компоновка танка, в достаточно сильной степени напоминавшей компоновку немецкого танка A7V. Экипаж размещался в три яруса и состоял из 10 человек: командир (он же водитель), стрелок, заряжающий и 7 пулеметчиков. В передней части располагалось место водителя, защищенное отдельной рубкой со специфическим выгнутым лобовым бронелистом. Водитель управлял танком при помощи рулевой колонки, которая была связана через специальное сцепление с тормозными барабанами. В отличии от танков-"современников" итальянский образец получил намного лучшую обзорность. Для наблюдения за местностью на марше использовались люки по бортам рубки и в её лобовой части, которые прикрывались бронированными крышками с наблюдательными щелями. В боевых условиях наблюдение велось с помощью перископического прибора.

Фактически вся остальная верхняя часть корпуса была отведена под боевое отделение. Чтобы улучшить сектора обстрела изменили расположение 6,5-мм пулеметов FIAT-Revelli mod.1914. Теперь они располагались следующим образом: по два с каждого борта, два по углам передней части, два по углам задней части корпуса и один в кормовом бронелисте. Автоматика пулеметов действовала за счет отдачи ствола с коротким ходом, питание производилось от коробчатого магазина на 50 патронов, снаряжавшегося из винтовочных обойм. Боевая скорострельность пулеметов составляла 400 выстрелов в минуту. Вертлюжная установка пулемета крепилась на кронштейне к стенке корпуса и включала качающийся цилиндрический щиток и поворотный щиток в форме половины усеченного конуса, допускала угол горизонтального наведения 100-110&deg.;

На крыше корпуса устанавливалась полусферическая башня, в лобовой части которой монтировалось 65-мм горное орудие с длиной ствола 17 калибров (Cannone 65/17 modele 1913). Наведение орудия было ручным, однако наличие телескопического прицела и возможность вертикального наведения в пределах от -10° до +75° делали из FIAT 2000 весьма опасного противника для укрывшейся в траншеях пехоты. Стрельба велась фугасными снарядами массой 4,3 кг, которые имели начальную скорость 345 м/с и максимальную дальность стрельбы 6800 метров. Кроме того, были сохранены бортовые амбразуры уменьшенного размера для стрельбы из личного оружия (по три с каждого борта и два в кормовом бронелисте), оснащенные бронированными заслонками.

В кормовой части корпуса, под ступенчатым полом, устанавливался авиационный 6-цилиндровый бензиновый двигатель FIAT A-12 мощностью 240 л.с., который оснащался карбюратором Solex M.O.V.T. и жидкостной системой охлаждения заполняемой водой. Сверху двигатель защищался металлическими пластинами, а за ним находились радиатор и вентилятор. Два глушителя выводились по бортам корпуса. Воздух для охлаждения силовой установки поступал через бронированные жалюзи установленные в заднем бронелисте. Трансмиссия включала главный фрикцион и коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми фрикционами, служащими механизмом поворота. Топливный бак ёмкостью на 600 (по другим данным – 1000) литров бензина находился в средней части корпуса.

Ходовая часть танка не отличалась от прототипа образца 1917 года. Дополнительная бронезащита ведущих и направляющих катков так и не прижилась, поскольку пространство между ними часто забивалось грязью. Следует также отметить, что при длине опорной поверхности гусеничных цепей 2150 мм и ширине траков 450 мм удалось обеспечить приемлемое давление на грунт при лучшей защищенности шасси.

На испытаниях первый серийный FIAT 2000 показал чуть худшие показатели, чем первый прототип, но даже в этом случае боевые возможности собственного танка итальянцы оценивали намного выше, чем у танков французского производства. Например, при полной боевой масса 42 тонны и максимальной длине 7,4 метра танк мог преодолевать ров шириной 3,5 метра, стенку высотой 0,9-1,1 метра и брод глубиной до 1 метра при наличии относительно твердого и пологого дна. Также в процессе публичных демонстраций, FIAT 2000 мог проломить кирпичную стену толщиной 3,5 метра и шириной 60 см, а также свалить дерево с диаметром ствола порядка 50 см.

Тем временем, война на Западном фронте, несколько неожиданно для стран Антанты, уже приготовившейся к выполнению "Плана 1919 года", стала приближаться к своему логическому финалу. Первыми дрогнули австрийцы, которые после неудачной попытки наступления в июне 1918 года начали постепенный отход на собственную территорию. Правда, в большей степени успехам итальянцев способствовало разложение австро-венгерской армии под воздействием националистических течений в "лоскутной империи".

Реализовать собственный крупномасштабный план постройки танков Италия, в таких условиях, посчитала излишним. Если ранее планировалось выпустить сотни тяжелых танков FIAT 2000 и лёгких FIAT 3000, то в последние месяцы войны заказ существенно сократили. В конечном итоге с фирмой FIAT был заключен контракт на постройку 4 серийных тяжелых танков, два из которых успели сдать к ноябрю 1918 года. Остальные два танка были выпущены в течении 1919 года.

Немногочисленный танковый парк был сведен в Специальное подразделение штурмовых машин” (Reparto Speciale di marcia carri d’Assalto) под командованием Мажжиоре Корсале (Maggiore Corsale). Затем, в декабре 1918 года, была создана 1-я независимая батарея штурмовых машин (1° Batteria autonoma carri d'assalto), которая формально находилось в подчинении автомобильного управления генерального штаба и комплектовалось в соответствии с их инструкциями. На самом же деле "хозяевами" танков стала Королевская артиллерия, что более соответствовало итальянской военной доктрине, предусматривавшей использование танков исключительно для непосредственного сопровождения пехоты. Штат батареи состоял из двух офицеров и 17 добровольцев из числа низших чинов. Танки распределили между двумя взводами (секциями), каждая из которых включала один FIAT 2000 и три Renault FT-17. Также в составе батареи числился один штурмовой танк и один штурмовой СА1, использовавшийся только для обучения личного состава.

Первым местом дислокации был Турин, но в скором времени танки перебросили в Верону, где батарею пополнили ещё одним FT-17. Восторженные отзывы несколько утихли после поступления информации, полученной в ходе эксплуатации танков. Наибольшие нарекания вызывала ходовая часть – небольшой динамический ход катков делал тряску машины весьма ощутимой, а устранить эту недоработку без коренных изменений в конструкции ходовой части было невозможно. Скоростные качества FIAT 2000 также оказались далеки от идеальных. По дорогам с твердым покрытием танк не смог развить скорость более 7,5 км\ч, а среднетехническая скорость не превышала 6 км\ч. Эксплуатационные качества двигателя также оказалась весьма низкими. При работе более 4-5 часов система охлаждения не справлялась с нагрузкой, что вызывало сильный перегрев силовой установки и повышение температуры в боевом отделении. Однако поистине непомерным оказался расход топлива – огромный 800-литровый топливный опустошался уже через 75 км пути.

Тогда же выяснилось, что при высота и ширина танка не являются оптимальными. Центровка получилась слишком высокой и использовать FIAT 2000 на пересеченной гористой местности было небезопасно. Ещё одним неприятным "сюрпризом" стало наличие только одной двери, предназначенной для высадки и посадки экипажа в танк. При условии отсутствия каких-либо люков в корпусе эвакуация танкистов даже в случае пожара (а такая опасность присутствовала на всём периоде эксплуатации танка) было очень затруднительным делом. В процессе учений работа экипажа осложнялась не только высокой температурой, но и скоплением пороховых газов после выстрелов из пушки и пулеметов. Поскольку вентиляция осуществлялась единственным вентилятором выполнить полное "проветривание" можно было лишь после остановки танка и открытия всех люков и двери – в боевых условиях это привело бы к фатальным последствиям.

Также инженеры не позаботились об обеспечении танка средствами связи. Внутри боевого отделения танкисты могли обмениваться только жестами, а в бою "ведомые" танки должны были ориентироваться на маневры "ведущего" или вообще действовать самостоятельно. Помимо прочего, масса претензий была предъявлена к вооружению. Рабочие места для обслуживания пулеметов были признаны неудачными, причем кормовым пулеметчикам приходилось вести стрельбу в буквальном смысле "с колена", что на ходу отрицательно сказывалось на точности. Конструкция башни также подверглась критике – сектора обстрела по горизонту сокращались массивной крышей корпуса, большая высота "полусферы" оказалась избыточной, а управление башней было затруднено.

Тем не менее, танки FIAT 2000 расценивались как вполне боеспособные боевые машины. Чтобы доказать это в феврале 1919 года один тяжелый танк и три FT-17 были отправлены в Триполитанию (Ливию), где итальянские войска пытались сломить сопротивление восставших арабских племен. Ряд зарубежных источников утверждает, что FIAT 2000 принял участие в нескольких операциях 1919-1920 гг., но без уточнения подробностей. Не исключено, что тяжелый танк использовался в качестве средства устрашения, но нельзя исключать факта возможности его применения в качестве самоходного орудия огневой поддержки. Впоследствии этот FIAT 2000 остался в Триполи, войдя в состав “независимой артиллерийской секции”, где закончил свою карьеру и в 1930-е гг. был разобран на металл.

В это же время два первых серийных танка не покидали пределов Италии и 1-го апреля 1919 года они, вместе с пулеметными FT-17 и опытной 105-мм самоходкой на аналогичном шасси, были продемонстрированы на военном параде в Риме. После этого танки FIAT 2000 интенсивно эксплуатировались ещё пару лет и были отправлены во "вторую линию" по мере наращивания количества лёгких танков FIAT 3000. Именно эти машины составили основу итальянских бронетанковых сил вплоть до середины 1930-х гг. Последний, четвертый FIAT 2000 был отправлен на полигон под Римом, где использовался для различного рода испытаний, но вспоследствии присоединился к своим "собратьям".

Закат карьеры первых итальянских танков выдался достаточно ординарным. Полностью устаревшие машины в 1932-1933 гг. пытались модернизировать путем усиления вооружения. На один из танков, в экспериментальном порядке, вместо носовых пулеметов установили две 37-мм пушки (Cannone da 37/40), что теоретически позволяло использовать "подвижные форты" в качестве противотанковых средств. Однако, их большие размеры и общий износ конструкции окончательно убедил военных в бесперспективности проводимых доработок.

Окончательно танки FIAT 2000 сняли с вооружения в 1934 году. Две машины отправили своим ходом в Форт Трибутино – путешествие выдалось напряженным, поскольку несколько раз возникала угроза возгорания двигателей. Неудивительно, что после прибытия оба танка незамедлительно отправили на слом. Третий FIAT 2000, ранее оснащенный 37-мм пушками, частично разукомплектовали и, оснастив муляжами вооружения, установили в качестве памятника во внутреннем дворе казарм 3-го танкового полка (3° Reggimento carristi) в Болоньи. К сожалению, этот музейный экспонат до наших дней не сохранился. Предположительно, танк был уничтожен в ходе боевых действий на территории Италии в 1944 году.

Источники:"Энциклопедия танков" сост.Холявский Г.Л. Харвест. Минск. 1998N.Pignato (Fratelli Fabbri edit.) "Storia dei mezzi corazzati Pignato" , 1976"Техника и вооружение" №9 2002 г.Aerei Military - FIAT 2000

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКАFIAT 2000 образца 1918 г.

БОЕВАЯ МАССА42000 кг
ЭКИПАЖ, чел.10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм7400
Ширина, мм3100
Высота, мм3800
Клиренс, мм540
ВООРУЖЕНИЕодна 65-мм горная пушка (Cannone da 65/17) и семь 6,5-мм пулеметов FIAT-Revelli mod.1914
БОЕКОМПЛЕКТ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯоптические прицелы для пулеметов, телескопический прицел для пушки
БРОНИРОВАНИЕ башня – 20 ммлоб корпуса – 20 ммборт – 20 ммкорма – 20 ммкрыша – 15 ммднище – 15 мм
ДВИГАТЕЛЬFIAT A-12, 6-цилиндровый, V-образный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 240 л.с. при 1400 об\мин.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: главный фрикцион, коробка передач и поперечные валы с бортовыми фрикционами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 8 опорных катков собранных в 4 тележки, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, верхний поддерживающий желоб, крупнозвенчатая гусеница с шириной траков 450 мм
СКОРОСТЬ 7,5 км\ч по шоссе6 км\ч среднетехническая
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ75 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град.40°
Высота стенки, м1,10
Глубина брода, м1,00
Ширина рва, м3,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ-

ВНИМАНИЕ Все права на текстовые материалы принадлежат администрации сайта Aviarmor. Перепечатка и использование возможны только с письменного разрешения администрации или при наличии активной ссылки на этот сайт. ©2013 www.aviarmor.net

www.aviarmor.net

Итальянский тяжелый танк «FIAT-2000» (1919 год) » Военное обозрение

Неудачи и поражения в Первой мировой войне заставили итальянских военных искать пути повышения боеспособности армии в закупке и создании боевой тяжелой техники. Успех английских танков в 1917 году только подстегнул интерес к данному виду боевой техники. Поэтому в этом же году итальянцы попытались приобрести у французов несколько десятков «Шнейдеров» и около сотни более легких Рено FT-17. Но производство первых уже было прекращено, а последние были необходимы самим французам. Поэтому в Италию отправились один средний танк «Шнейдер» и три легких танка «Рено FT-17». На базе танков Рено итальянцы стали создавать собственный танк «FIAT 3000», а более тяжелый «FIAT 2000» итальянские конструкторы начали создавать самостоятельно. Развитие танкостроительных мощностей позволило Италии войти в пятерку государств, имевших возможность создавать серийно боевые танки и технику.

Для создания собственных танков у итальянцев уже была развита хорошая техническая база. Итальянцы имели опыт создания бронеавтомобилей типа Бианчи и Ансальдо. Поэтому не удивительно, что первые танки стал создавать концерн «FIAT» - известное итальянское машиностроительное предприятие, основанное в 1899 году. Конструкторы компании начинают работы по созданию собственного танка в 1916 году, не имея для этого официального правительственного задания. Эти работы проводились под впечатлением от увиденных английских танков, которые на то время еще не имели большого успеха как боевая техника, а имели успех как новые технические решения, воплощенные в металле. Итальянцы подошли к созданию танков рационально и сначала разработали гусеничное шасси (в виде трактора) на которое стали устанавливать деревянный макет-платформу. В случае, если военные не возьмут новый танк на вооружение, «FIAT» планировал выпустить на его основе тяжелый трактор гражданского назначения.

В то время танкостроение в мире только зарождалось, конструкция и технологические решения танков были достаточно сырые и находились в стадии поиска лучших решений. Итальянский «Fiat Tipo 2000» имел конструкцию «подвижный форт», который мог передвигаться по неровной местности и помогать пехотным подразделениям огневой поддержкой. Такой «подвижный форт» становился участком боевой надежности при любом методе ведения боевых действий. Танк имел большие возможности по круговому обстрелу, защищенности и достаточной скорости для преодоления неровной местности со скоростью, приемлемой для наступления пехотных подразделений.

Танк получился достаточно интересным решением, так что немецкие конструкторы тоже стали разрабатывать тяжелый танк «A7V», аналогичный итальянской разработке. Однако итальянский «FIAT-2000» не принимал участия в боевых действиях в отличие от германского аналога. Но техническая реализация «подвижного форта» у итальянцев получилась намного удачливее немецкого танка «A7V».

Первый прототип танка был готов к февралю 1918 году и получил башенную часть в виде шестигранной башни с пушкой, и местами для установки пулеметов. Интересным фактом стало наличие пестрой деформирующей окраски по типу окраса танка «Шнейдер». Серийный танк «FIAT-2000», продемонстрированный компанией «FIAT» на римском стадионе весной 1919 года, получил заметные усовершенствования от своего прототипа.

Устройство и конструкцияКомпоновка танка выполнена по трехярусной схеме. МТО занимает первый ярус по всей длине между днищем танка и нижней частью второго яруса. Второй и третий ярус – обитаемая часть танка. Командир и водитель танка в одном лице располагался в передней выступающей рубке, наблюдение и обзор при движении происходили из окна в передней части рубки, выполненном в лобовом листе. Окно закрывалось глухой стальной крышкой. Для наблюдения и обзора в боевых действиях на танке установили зеркальный перископический прибор. Это было первое удачное техническое размещение перископов на танковой технике, английские танки этим похвастаться на то время не могли.

В центральной части боевого отделения во вращающейся башне полусферического исполнения находился наводчик, по периметру боевого отделения расположились пулеметчики. Из всего экипажа только водитель был обеспечен нормальным «рабочим местом». Посадка/высадка экипажа происходила с помощью двери, расположенной на левом борту танка. К ней вела скобовая лесенка. Для ведения огня из личного оружия или наблюдения за обстановкой в боевом отделении между бойницами вооружения были выполнены прямоугольные окошки, закрывающиеся вертикальными заслонками.

Корпус танка – катанные стальные листы, соединенные между собой клепкой. Боковые и лобовые листы имели толщину 20 мм, верхние 15 мм. Лобовые, кормовые и бортовые листы были выполнены с наклоном, ходовая танка была защищена большими экранами. На то время это была очень неплохая защита экипажа, оборудования и агрегатов танка. Башня была выполнена по аналогии корпуса и состояла из 4-х элементов: нижний пояс, купол, передняя и задняя половина.

В МТО монтировали карбюраторный авиационный двигатель «FIAT-12А» с характеристиками мощности 240 л.с. Для охлаждения радиатора использовали вентилятор, воздух поступал через жалюзи, выполненные в корме танка. Трансмиссия состояла из главного фрикциона, коробки передач.

Ходовая – восемь опорных сдвоенных катков, собранных попарно в тележках, подвешенных на рессорах. Впереди/сзади установили натяжные катки, которые защищали гусеницы от перегрузок при преодолении трудных препятствий. Упругая подвеска и небольшой динамический ход тележек делал довольно ощутимым передвижение танка для экипажа. Кроме того, ходовая имела направляющие и ведущие крупные колеса спицованного исполнения. Ведущие колеса приводились в движение цепями Галля, которые выступали в передней части ходовой и были достаточно уязвимы для повреждения. Гусеничный трак крупнозвенчатого исполнения. В то время у гусениц сильно выделялись рельсы для прокатки катков с ребордами и подушки с выраженным грунтозацепом. Выполнение ходовой позволило танку иметь неплохие характеристики проходимости. На корпусе впереди/сзади выполнили серьги для буксировки танка или танком.

Вооружение итальянского тяжелого танкаОсновное орудие – 65 мм пушка образца 1913 года. На раме в башне была выполнена ее качающаяся часть. Орудие получило хорошие углы наведения, так как башня находилась достаточно высоко над землей и стрельба из орудия в основном велась навесного типа. Дальность поражения из орудия – 6.8 километров. Сама башня была выполнена на шаровом погоне. Все действия с орудием (вращение, наведение, заряжание) проводились вручную. Амбразура орудия перекрывалась щитком, соединенным с его качающейся частью.

Пулеметы калибра 6.5 мм «FIAT» образца 1914 года были равномерно размещены по углам и середине корпуса. Пулеметы имели водяное охлаждение, автоматика пулеметов работала за счет короткого хода отдачи ствола, патроны подавались от магазина емкостью 50 боеприпасов. Скорострельность пулеметов до 400 выстрелов в минуту. Вертлюжная установка пулеметов закреплялась кронштейном к стене корпуса. Она состояла из качающегося цилиндрического щитка, поворотного щитка (выполненного как половина конуса усеченного типа). Горизонтальные углы наведения пулемета составляли почти 100 градусов, что давало практически круговой пулеметный обстрел из танка. Все пулеметы оснащались гильзосборниками.

Судьба танка «FIAT-2000»В 1919 году один из танков был доставлен в Ливию и получил 2-х цветный маскировочный окрас (по другим данным все 4-е танка). К 1920 году было выпущено 4-е единицы «FIAT-2000», которые официально состояли на вооружении в итальянской армии до 1934 года. Следующие попытки модифицировать танк, увеличив боевую мощь танка установкой 37 мм пушек взамен передних 6.5 мм пулеметов, не принесла ожидаемого результата.

Хоть танк и не использовался ни разу в боевых действиях, военные эксперты того времени отмечали в лучшую сторону конструкцию танка, которая дала возможность преодолевать ему вертикальные препятствия и уверенно передвигаться по неровной местности. Но даже имея в плюсе вращающуюся орудийную башню, отличную защищенность и проходимость, упругую подвеску, итальянский танк «FIAT-2000» не получает дальнейшего развития и остается в истории танкостроения интересным образцом итальянской конструкторской мысли.

Основные характеристики «FIAT-2000»:- полный вес – 42 тонны;- экипаж танка – 10 человек;- длина - 7.4 метра;- высота – 3.8 метра;- ширина – 3.1 метра;- дорожный просвет – 54 сантиметра;

Броня:- лоб, борт, корма, башня -20мм;- крыша – 15мм;

Вооружение:- главный калибр – орудие 65мм, длиной 17 калибров;- вес используемого снаряда – 4.3 килограмма;- начальная скорость снаряда – 345 м/с;- дальность огня до 6.8 километров;- пулеметы – 7 единиц 6.5мм «FIAT»;

Силовая:- двигатель – авиационный «FIAT А12»;- количество цилиндров – 6 единиц;- мощность двигателя – 240 л.с;- топливо – 600 литров;

Ходовая:- трак ширина – 45 сантиметров;- скорость до 7.5 км/ч;- дальность хода до 75 километров;- длина опорной поверхности гусеничного трака – 2.15 метра;

Преодолеваемые препятствия:- подъем до 40 градусов;- ров до 3.5 метров;- вертикальное препятствие до 0.9 метров;- глубина препятствия до 1 метра;- возможность сваливания дерева толщиной до 50 сантиметров.

Источники информации:http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/italy/fiat_2000.htmhttp://en.wikipedia.org/wiki/Fiat_2000http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/fiat2000/http://ww-tank-ru.livejournal.com/9080.html

topwar.ru

FIAT 2000

FIAT 2000

Опосля применения английских и французских танков на полях сражений ПМВ, военные всех стран срочно захотели собе такие же игрушки. В числе хотящих танков были и итальянцы. Но так как танки хотели все, а строить их умели немногие, то сыны аппенинского полуострова, в принципе, понимая недостатки английских и французских машин пошли своим путем. Коим и двигались вплоть до окончания уже Второй Мировой войны.

Несмотря на оригинальность мышления итальянских конструкторов из компании FIAT, они как ни странно практически повторили путь своих немецких коллег, спроектировав в 1916 году весьма удачный "подвижный форт". Но у их детища было важное преимущество перед немецкими танками у него была предусмотрена вращающаяся башня. Первый опытный образец итальянской боевой машины был предъявлен на испытания 21-го июня 1917 года. В основном испытывалось шасси танка, корпус был "обрезанный" без надстройки и башни.Опытный образец шасси проходил усиленные испытания на полигоне под Турином в течении второй половины 1917 года. За это время в конструкцию прототипа внесли несколько изменений, а также установили имитацию верхней части корпуса и приземистой башни конической формы, выполненные из фанеры. Предварительно был утвержден вариант с установкой трех пулеметов в лобовом листе корпуса и четырех пулеметов по бортам. Впрочем, вооружение на прототипе так и не было установлено. В целом, выбранный итальянскими инженерами курс получил полное подтверждение – опытный образец обладал неплохими динамическими качествами (сравнительно с англо-французскими танками), а также показал хорошую проходимость по бездорожью и горной местности. Тем не менее, итальянский Генштаб не торопил разработчиков с началом серийного выпуска. Дело заключалось в том, что в течении 1917 года велись активные переговоры с Францией о поставках штурмовых танков СА1 и легких танков FT-17. Французы продали несколько образцов обоих типов, однако итальянцы сделали вывод, что им требуется более совершенные танки, после чего от поставок зарубежной техники вообще отказались. Таким образом, лишь в феврале 1918 года фирма FIAT получила одобрение от верховного командования на начало серийного производства. К этому времени танк получил официальное обозначение FIAT 2000, к которому в ряде западных источников добавляется название Carro Pesante, что можно перевести как “тяжелый танк”.

Прототип FIAT 2000 на испытаниях

Танк собирался на каркасе из уголков из листов брони толщиной 25-мм (вертикальные листы) и 15-мм (горизонтальные). Внутренняя компоновка напоминала немецкий танк A7V. Экипаж состоял из 10 (!) человек, размещенных в три яруса: командир (он же как ни странно механик-водитель), стрелок, заряжающий и 7 пулеметчиков.6,5-мм пулеметы FIAT-Revelli mod.1914. располагались следующим образом: по два с каждого борта, два по углам передней части, два по углам задней части корпуса и один в кормовом бронелисте. На крыше корпуса устанавливалась полусферическая башня, в лобовой части которой монтировалось 65-мм горное орудие с длиной ствола 17 калибров (Cannone 65/17 modele 1913). Наведение орудия было ручным, однако наличие телескопического прицела и возможность вертикального наведения в пределах от -10° до +75° делали из FIAT 2000 весьма опасного противника для укрывшейся в траншеях пехоты. Стрельба велась фугасными снарядами массой 4,3 кг, которые имели начальную скорость 345 м/с и максимальную дальность стрельбы 6800 метров. Кроме того, были сохранены бортовые амбразуры уменьшенного размера для стрельбы из личного оружия (по три с каждого борта и два в кормовом бронелисте), оснащенные бронированными заслонками. В кормовой части корпуса, под ступенчатым полом, устанавливался авиационный 6-цилиндровый бензиновый двигатель FIAT A-12 мощностью 240 л.с. Трансмиссия включала главный фрикцион и коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми фрикционами, служащими механизмом поворота. Топливный бак ёмкостью на 600 (по другим данным – 1000) литров бензина находился в средней части корпуса.

Серийный танк 1919 год

Надо сказать что боевые возможности собственного танка итальянцы оценивали намного выше, чем у танков французского производства. Например, при полной боевой массе в 42 тонны и максимальной длине 7,4 метра танк мог преодолевать ров шириной 3,5 метра, стенку высотой 0,9-1,1 метра и брод глубиной до 1 метра при наличии относительно твердого и пологого дна. Также в процессе публичных демонстраций, FIAT 2000 смог проломить кирпичную стену высотой 3,5 метра и толщиной 60 см, а также свалить дерево с диаметром ствола порядка 50 см.

Тем временем, война на Западном фронте, несколько неожиданно для стран Антанты, уже приготовившейся к выполнению "Плана 1919 года", стала приближаться к своему логическому финалу. Первыми дрогнули австрийцы, которые после неудачной попытки наступления в июне 1918 года начали постепенный отход на собственную территорию. Правда, в большей степени успехам итальянцев способствовало разложение австро-венгерской армии под воздействием националистических течений в "лоскутной империи".

Реализовать собственный крупномасштабный план постройки танков Италия, в таких условиях, посчитала излишним. Если ранее планировалось выпустить сотни тяжелых танков FIAT 2000 и лёгких FIAT 3000, то в последние месяцы войны заказ существенно сократили. В конечном итоге с фирмой FIAT был заключен контракт на постройку 4 серийных тяжелых танков, два из которых успели сдать к ноябрю 1918 года. Остальные два танка были выпущены в течении 1919 года.

Серийные танки в ходе их эксплуатации в войсках

Эксплуатация танков в Турине вдруг выявила многочисленные их недостатки, на которые военные раньше закрывали глаза. Скорость FIAT 2000 по дороге с твердым покрытием составляла всего 7,5 км/ч, а средняя скорость движения не превышала 6 км/ч. Огромного по объему топливного бака хватало лишь на 75 км движения, да и то по дороге, двигатель через 3-4 часа работы перегревался, так как система охлаждения не предусматривала его столь долгую работу. Тогда же выяснилось, что высота и ширина танка не являются оптимальными. Центровка получилась слишком высокой и использовать FIAT 2000 на пересеченной гористой местности было небезопасно. Ещё одним неприятным "сюрпризом" стало наличие только одной двери, предназначенной для высадки и посадки экипажа в танк. При условии отсутствия каких-либо люков в корпусе эвакуация танкистов даже в случае пожара (а такая опасность присутствовала на всём периоде эксплуатации танка) было очень затруднительным делом. В процессе учений работа экипажа осложнялась не только высокой температурой, но и скоплением пороховых газов после выстрелов из пушки и пулеметов. Поскольку вентиляция осуществлялась единственным вентилятором выполнить полное "проветривание" можно было лишь после остановки танка и открытия двери – в боевых условиях это привело бы к фатальным последствиям.Также инженеры не позаботились об обеспечении танка средствами связи. Внутри боевого отделения танкисты могли обмениваться только жестами, а в бою "ведомые" танки должны были ориентироваться на маневры "ведущего" или вообще действовать самостоятельно. Помимо прочего, масса претензий была предъявлена к вооружению. Рабочие места для обслуживания пулеметов были признаны неудачными, причем кормовым пулеметчикам приходилось вести стрельбу в буквальном смысле "с колена", что на ходу отрицательно сказывалось на точности. Конструкция башни также подверглась критике – сектора обстрела по горизонту сокращались массивной крышей корпуса, большая высота "полусферы" оказалась избыточной, а управление башней было затруднено.

Слева направо FIAT 3000, Renault FT 17, Shcneider CA-1, FIAT 2000. 1927 год. Размеры "тяжа" видны на фото

Судьба "многохоботковых" сложилась незавидно: из 4-х выпущенных танков 1 был отправлен в Африку (Ливия), где принял участие в нескольких операциях в 1919-20-х годах. Там же он и остался, и был разобран на металл в середине 30-х. Еще 1 танк был постоянно "прописан" на полигоне под Римом, а два других участвовали в параде 1 апреля 1919 года, потом тоже эксплуатировались с переменным успехом вплоть до 1932-33 годов, когда была предпринята попытка модернизации их вооружения и на 1 танк вместо передних пулеметов попытались воткнуть два орудия калибра 37-мм (Cannone da 37/40), что теоретически позволяло использовать "подвижные форты" в качестве противотанковых средств. Однако идея "не взлетела", и два танка были отправлены на слом в 1934 году, а тот самый на который пытались поставить 37-миллиметровки был установлен в качестве памятника во внутреннем дворе казарм 3-го танкового полка (3° Reggimento carristi) в Болоньи. К сожалению, этот музейный экспонат до наших дней не сохранился. Предположительно, танк был уничтожен в ходе боевых действий на территории Италии в 1944 году.

FIAT 2000 на параде в Триполи в 1920 году

спасибо

feldgrau.info

fiat 2000 Википедия

Fiat 2000 Боевая масса, т Экипаж, чел. История Производитель Годы разработки Годы производства Количество выпущенных, шт. Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град. Борт корпуса (верх), мм/град. Корма корпуса (верх), мм/град. Вооружение Калибр и марка пушки Длина ствола, калибров Пулемёты Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Запас хода по шоссе, км Тип подвески
Fiat 2000
40
10
Fiat
1917
1918
2
7400
3100
3900
20
15
15
65 мм
17
9 × 6,5-мм
6-цилиндровый бензиновый жидкостного охлаждения
240
7
75
листовые рессоры
 Fiat 2000 на Викискладе

FIAT 2000 — итальянский тяжёлый танк Первой мировой войны.

История

В Первую мировую войну Италия не располагала собственными бронетанковыми подразделениями, и в 1916 году автомобильная компания Fiat получила заказ на разработку первого итальянского танка. 21 июня 1917 военная комиссия ознакомилась с прототипом нового танка. Его механические системы были уже готовы, однако внешняя оснастка была добавлена позднее; в прототипе она была представлена сделанной из дерева открытой конической башней с макетом орудия. Окончательную внешнюю конфигурацию танка разработали лишь в 1918 году.

Описание

Fiat 2000 представлял собой мощную машину, сопоставимую по размерам с британскими Mark V; если последние весили 28 тонн, то Fiat — 40 тонн. Водитель находился в передней части танка и располагал хорошим обзором благодаря смотровой щели и ряду боковых отверстий.

Компоновка танка заметно отличалась от других танков этого времени, особенно от британских. Двигатель находился отдельно от экипажа, но не сзади отсека для экипажа (как в современных танках), а под ним. Интерес представляла и новаторская механика, включая FIAT Aviazione A12 — шестицилиндровый двигатель 240 л. с. с водяным охлаждением, приводящий в движение катки с помощью поперечной тяги. Бак вмещал от 600 до 1000 литров топлива, но это позволяло преодолеть максимум 75 км по шоссе.

Ходовая была длиннее, чем прикрывающая её броня, но ниже по сравнению с опоясывающими «ромбовидные» британские танки гусеницами, поэтому её вес был меньше. Броня представляла собой стальные листы, крепящиеся заклёпками; толщина лобовой брони составляла 20 мм, боковой — 15 мм.

Вооружение поначалу должно было состоять из башенного орудия и десяти пулемётов (четыре спереди, по три с боков), однако это оставило бы незащищённой корму и приводило бы к проникновению пороховых газов в отсек для экипажа. В результате в крышу был вмонтирован вентилятор, а пулемёты расположились по следующей схеме: три сзади, по два спереди и с боков.

Возможно, наиболее интересной частью вооружения танка была башня: не считая Рено FT-17, это был первый танк с вращающейся башней, установленной наверху корпуса. Башня изготавливалась из четырёх склёпанных вместе блоков, в ней могли разместиться два человека и устанавливалось 65/17 орудие. Благодаря высокой башне и пространству перед ней, углы склонения орудия составляли −10/+75°.

Использование

Этот танк часто называют «самым тяжёлым танком Первой мировой», хотя это не совсем верно, поскольку Fiat 2000 не принимал участия непосредственно в Первой мировой войне. Заказ был небольшим и составил 50 танков, однако завод изготовил только два танка-прототипа.

После войны танк был представлен как один из видов вооружения, позволивших одолеть врага. Оба прототипа были отправлены в Ливию для борьбы с повстанцами, войдя наряду с закупленными французскими танками в созданную танковую батарею (1° Batteria autonoma carri d’assalto).

В Ливии обнаружилось, что средняя скорость Fiat 2000 составляет 4 км/ч, и через два месяца их служба закончилась, так как они не могли угнаться за мобильным врагом. Один из них остался в Ливии, а другой вернулся весной 1919 в Италию, где выступил в присутствии короля на римском стадионе. Танк продемонстрировал ряд трюков: он въехал на 1,1-метровую стену, затем проломил тараном другую стену (высотой 3,5 м), переехал траншею шириной 3 метра и повалил несколько деревьев. Однако это впечатляющее представление не вернуло ему интереса публики, и танк был забыт. Несколько лет он провёл в депо, пока не переехал по приказу полковника Э. Мальтезе в форт Тибуртино, рискуя загореться по дороге. В 1934 году он участвовал в параде Campo Dux, для которого его заново раскрасили и даже перевооружили: два передних пулемёта были заменены 37/40 орудиями. Позже он был установлен в Болонье в качестве памятника, но его дальнейшая судьба, как и судьба оставшегося в Ливии танка, неизвестна.

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Истинно фашистские танки: Fiat 2000

Ещё в районе 9 мая в социальной сети «В Контакте» при обсуждении всплыли нередкие в преддверии праздника словосочетания «фашистские танки» касательно бронетанковой техники Вермахта, который, как мы знаем, был частью вооружённых сил совсем не фашистской, а нацистской державы.Вот и появилась у меня тогда идея серии постов о настоящих фашистских, то есть итальянских танках периода фашистского двадцатилетия (1923-1943) и Второй мировой войны.В качестве своего личного вступительного комментария скажу, что италянская бронетанковая техника вышеуказанного периода представляла собой «что-то с чем-то» как по особенностям конструкции, так и по следующей из неё боевой эффективности. Многое итальянское тех времён мне нравится: у них было превосходное пропагандное искусство, весьма недурной (с технической стороны) военный флот и т.д., но об итальянских танках я ничего хорошего сказать не могу. И дело тут даже не в меньших военно-промышленных возможностях Италии, чем, скажем у Великобритании, СССР и Германии. Венгрия, например, обладая гораздо меньшим промышленным потенциалом, конструировала и серийно производила более адекватные танки, чем Италия. Дело было, на мой взгляд, как раз в несостоятельности самих проектов танков.Ну да ладно, хорош критики, буду рассказывать о танках в хронологическом порядке их появления. Первый на очереди – танк Fiat 2000, разработки которого начались еще в конце Первой мировой.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вступив в Первую мировую войну на стороне Антанты в 1915г., Италия довольно скоро осознала то,что уже стало ясно воевавшим странам - боевые и технические средства, имевшиеся в наличии, смогли лишь завести войну в позиционный тупик, но не давали выхода из него. Командование тем не менее долго оставалось уверено в близких и крупных успехах. Сражение с австро-германскими войсками на р.Изонцо близ Капоретто в октябре-ноябре 1917г.закончилось для итальянской армии, сражавшейся на стороне Антанты, тяжелым поражением. Видимо, именно после этих событий и пошла гулять едкая шутка: "Зачем существует австрийская армия? Чтобы ее били другие европейские армии. А зачем существует итальянская армия? Чтобы и австрийцам было кого побить".

Тяжелый урок заставил высшее командование обратить больше внимание на новые технические средства борьбы. Военное руководство проявило, в частности, интерес к танкам - тем более, что в ноябре того же 1917 г. состоялся триумф британских танков под Камбрэ. Италия попыталась закупить во Франции 20 средних танков "Шнейдер" и 100 легких "Рено" FT-17. Однако в связи с тем, что к этому времени выпуск "Шнейдеров" был прекращен, а "Рено" стали остро необходимы самим французам, в Италию удалось отправить один "Шнейдер" и три "Рено" FT-17. Последний стал прототипом для собственного легкого танка "Фиат"-3000. Более тяжелый танк итальянцы создали самостоятельно, войдя благодаря этому в число первых пяти танкостроящих стран.Заметим, что техническая база у Италии была неплохая. Да и в области боевого применения бронемашин за итальянцами был явный приоритет -бронеавтомобиль Бианчи действовал против турок в Триполи еще в 1913г., а в ходе мировой войны итальянцы приняли новые бронеавтомобили марок Ансальдо и Бианчи . Но в новых условиях это были лишь вспомогательные средства с ограниченными боевыми возможностями. Попытки разработки вездеходных боевых машин делались в Италии уже до этого - так, в 1915г. высококолесный бронеавтомобиль с двумя пулеметными башнями разработал Л. Кассали. Непосредственно разработкой первого итальянского танка занялась фирма Фиат - кому же еще и было этим заняться, как ни самому солидному машиностроительному концерну, ведущему свое начало от акционерного автомобильного общества Fabrika Italiana Automobili Torino, основанного в 1899г. Разработку танка Фиат начал еще в 1916г., не дожидаясь выдачи военным ведомством официального задания, под явным впечатлением первых - еще пока весьма скромных - успехов британских тяжелых танков. Фирма подошла к делу весьма рационально - сначала разрабатывалось шасси, на котором предполагали выполнить танк, а в случае отсутствия заказа предложить его как тяжелый трактор. Испытания шасси прошло именно в виде трактора с деревянным навесом над платформой.

Первая мировая война была детством танков, но уже она выявила несколько подходов к их назначению и конструкции. Фиат -2000 (Fiat Tipo 2000), построенный к концу войны в количестве всего двух машин, демонстрирует один из вариантов подхода к тяжелым танкам, как к подвижному форту , способному передвигаться по изрытому полю боя, оказывая огневую поддержку пехоте и становясь своего рода опорой боевого порядка как при методической атаке, так и при переходе к обороне. Соответственно от танка можно было требовать возможности кругового обстрела (или, по крайней мере, в широком секторе), достаточной защищенности и пехотной скорости на труднопроходимой местности. Насколько привлекательной казалась такая боевая машина, можно понять по тому, что практически в то же время на тех же основаниях по другую сторону фронта началась разработка германского тяжелого танка A7V. Фиат -2000, в отличие от германского коллеги , не принял участия в боях, но его можно назвать более удачной реализацией идеи подвижного форта . Разработку тяжелого танка «Фиат» начала еще в 1916 г., не дожидаясь выдачи военным ведомством официального задания — сначала разрабатывалось шасси тяжелого трактора, на котором в случае успеха предполагали выполнить танк. «Фиат 2000», построенный к концу войны в количестве всего двух машин, демонстрирует один из вариантов подхода к тяжелым танкам как к «подвижному форту». Танк имел «трехъярусную» схему компоновки. Моторно-трансмиссионное отделение занимало пространство между днищем корпуса и полом обитаемого отделения по всей длине. Обитаемое отделение было двухярусным за счет подъема пола над двигателем. Водитель (он же командир машины) размещался по оси машины в выступающей передней дебке, для наблюдения на марше пользовался окном в изогнутом лобовом листе рубки, закрывавшимся глухой бронекрышкой, в бою - перископическим прибором. В центре боевого отделения во вращающейся башне стоя располагался наводчик, по периметру корпуса - пулеметчики. Из всех 10 членов экипажа более-менее удобное рабочее место имел водитель. Для посадки и высадки служила дверь в левом борту. Для наблюдения и стрельбы из личного оружия служили окошки с внутренними бро-незаслонкам. Первый танк, собранный в феврале 1918 г., имел коническую башню, следующие - полусферическую.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Схема компоновки танка

В башне монтировалась качающаяся часть 65-мм горной пушки с большими углами наведения по вертикали. Это было предусмотрительно, поскольку размещение башни оставляло вокруг танка большую мертвую зону, и огонь из пушки приходилось вести в основном навесной. Амбразура башни перекрывалась изнутри связанным с пушкой вертикальным щитком. Вращение башни и наведение пушки производились в ручную. В корпусе по углам и посередине бортов и кормы монтировались 6,5-мм пулеметы «Фиат-Ревелли» с водяным охлаждением. Установки пулеметов включали качающийся цилиндрический щиток и поворотный щиток в форме половины усеченного конуса, допускали угол горизонтального наведения 100°, так что в сумме пулеметы давали почти круговой обстрел.

Клепаные корпус и башня собирались из катаной брони толщиной от 20 (по периметру) до 15 мм (крыша) с наклоном лобового, бортовых и кормового листов корпуса, ходовая часть прикрывалась большими экранами, так что экипаж и силовая установка были неплохо защищены.

Под полом боевого отделения в кормовой части монтировался авиационный двигатель «Фиат-12А» мощностью 240 л.с. Радиатор обдувался вентилятором, засасывавшим воздух через кормовые жалюзи. Трансмиссия включала главное сцепление, коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми сцеплениями.

Ходовая часть включала на борт восемь сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на полуэллиптических рессорах. Спереди и сзади имелись натяжные ролики («упорные катки»). Небольшой динамический ход катков делал тряску машины весьма ощутимой. Ведущие колеса располагались впереди и приводились цепями Галля выступавшие впереди цепи были весьма уязвимы. Длина опорной поверхности гусеницы — 2.15 м. К достоинствам танка относилась неплохая проходимость.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1919 г «Фиат-2000» появились в Ливии, которая в то время была итальянской колонией, здесь танк нес двухцветную маскировочную окраску. На 1920 г были построено всего 4 машины, состоявшие на вооружении до 1934 г. Попытка модернизировать танк заменой двух передних пулеметов 37-мм пушками в конических установках не дала результата.Дальнейшее развитие дорогих тяжелых танков оказалось Италии не по силам, к тому же они мало отвечали условиям планировавшихся Италией театров военных действий.После завершения войны все четыре танка свели в отдельное подразделение, но в реальных боевых действиях они участия не принимали. Единственной военной акцией, в которой довелось поучаствовать танкам Фиат-2000, была командировка в Ливию в середине 1920-х гг. Здесь тяжелые боевые машины выполняли полицейские функции вместе с бронеавтомобилями и после подавления очагов сопротивления были возвращены в Италию. Служба Фиат-2000 продолжалась до 1934 г. включительно, пока окончательно устаревшие танки не были списаны на металлолом.Один стоял во время Второй Мировой войны в виде памятника, куда потом делся - неизвестно.В Справочнике по танкам , выпущенном в Мюнхене уже в 1935г., о танках Фиат -2000 говорилось, что хотя они устарели и не удовлетворяют современным требованиям,их конструкция заслуживает внимания прежде всего хорошей способностью преодоления вертикальных препятствий . Не случайно для их замены разрабатывался 35-тонный четырехгусеничный танк повышенной проходимости GL-4, вооруженный 2 пушками и 4 пулеметами, но этот горный танк так и остался в проекте. Дальнейшее развитие дорогих тяжелых танков оказалось Италии не по силам (хотя в 1930 г. здесь вполне в духе времени предлагался проект сверхтанка массой 7000 т, длиной 35-40 м, с 19 пушками и скоростью 20 км/ч). Ставку сделали на легкие машины - даже средние итальянские танки находились у нижней границы своего класса.

Хотя Фиат -2000 выделялся для своего времени рядом положительных черт - установка основного вооружения во вращающейся башне, высокая защищенность, хорошая проходимость, упругая подвеска - он не получил развития, оставшись интересным и неплохо выполненным примером ранних поисков танкостроителей.

Технические характеристики:

Боевая масса, т: 42,0Экипаж, человек : 10Высота, м: 3,8Длина, м: 7,4Ширина, м: 3,1Клиренс, м: 0,54Толщина брони, мм:лоб корпуса - 20борт корпуса - 20башня - 20корма - 20крыша - 15ВооружениеОрудия: 65-мм горная пушкаПулеметы: 7х6,5-мм FIATДвигатель:марка - FIAT -А12тип - карбюраторныйчисло цилиндров - 6охлаждение - жидкостноемощность, л.с. - 240Запас топлива, л: 600Ширина трака, мм: 450Максимальная скорость, км/ч: 6-7,5Запас хода, км: 75Преодолеваемый подъем, град.: 40Ширина преодолеваемого рва, м: 3,5Высота преодолеваемой стенки, м: 0,9Глубина брода, м: 1,0

zhukotank.livejournal.com

Fiat 2000 — Википедия

Fiat 2000 История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность
Боевая масса, т 40
Экипаж, чел. 10
Производитель Fiat
Годы разработки 1917
Годы производства 1918
Количество выпущенных, шт. 2
Длина корпуса, мм 7400
Ширина корпуса, мм 3100
Высота, мм 3900
Лоб корпуса (верх), мм/град. 20
Борт корпуса (верх), мм/град. 15
Корма корпуса (верх), мм/град. 15
Калибр и марка пушки 65 мм
Длина ствола, калибров 17
Пулемёты 9 × 6,5-мм
Тип двигателя 6-цилиндровый бензиновый жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 7
Запас хода по шоссе, км 75
Тип подвески листовые рессоры

FIAT 2000 — итальянский тяжёлый танк Первой мировой войны.

В Первую мировую войну Италия не располагала собственными бронетанковыми подразделениями, и в 1916 году автомобильная компания Fiat получила заказ на разработку первого итальянского танка. 21 июня 1917 военная комиссия ознакомилась с прототипом нового танка. Его механические системы были уже готовы, однако внешняя оснастка была добавлена позднее; в прототипе она была представлена сделанной из дерева открытой конической башней с макетом орудия. Окончательную внешнюю конфигурацию танка разработали лишь в 1918 году.

Fiat 2000 представлял собой мощную машину, сопоставимую по размерам с британскими Mark V; если последние весили 28 тонн, то Fiat — 40 тонн. Водитель находился в передней части танка и располагал хорошим обзором благодаря смотровой щели и ряду боковых отверстий.

Компоновка танка заметно отличалась от других танков этого времени, особенно от британских. Двигатель находился отдельно от экипажа, но не сзади отсека для экипажа (как в современных танках), а под ним. Интерес представляла и новаторская механика, включая FIAT Aviazione A12 — шестицилиндровый двигатель 240 л. с. с водяным охлаждением, приводящий в движение катки с помощью поперечной тяги. Бак вмещал от 600 до 1000 литров топлива, но это позволяло преодолеть максимум 75 км по шоссе.

Ходовая была длиннее, чем прикрывающая её броня, но ниже по сравнению с опоясывающими «ромбовидные» британские танки гусеницами, поэтому её вес был меньше. Броня представляла собой стальные листы, крепящиеся заклёпками; толщина лобовой брони составляла 20 мм, боковой — 15 мм.

Вооружение поначалу должно было состоять из башенного орудия и десяти пулемётов (четыре спереди, по три с боков), однако это оставило бы незащищённой корму и приводило бы к проникновению пороховых газов в отсек для экипажа. В результате в крышу был вмонтирован вентилятор, а пулемёты расположились по следующей схеме: три сзади, по два спереди и с боков.

Возможно, наиболее интересной частью вооружения танка была башня: не считая Рено FT-17, это был первый танк с вращающейся башней, установленной наверху корпуса. Башня изготавливалась из четырёх склёпанных вместе блоков, в ней могли разместиться два человека и устанавливалось 65/17 орудие. Благодаря высокой башне и пространству перед ней, углы склонения орудия составляли −10/+75°.

Этот танк часто называют «самым тяжёлым танком Первой мировой», хотя это не совсем верно, поскольку Fiat 2000 не принимал участия непосредственно в Первой мировой войне. Заказ был небольшим и составил 50 танков, однако завод изготовил только два танка-прототипа.

После войны танк был представлен как один из видов вооружения, позволивших одолеть врага. Оба прототипа были отправлены в Ливию для борьбы с повстанцами, войдя наряду с закупленными французскими танками в созданную танковую батарею (1° Batteria autonoma carri d’assalto).

В Ливии обнаружилось, что средняя скорость Fiat 2000 составляет 4 км/ч, и через два месяца их служба закончилась, так как они не могли угнаться за мобильным врагом. Один из них остался в Ливии, а другой вернулся весной 1919 в Италию, где выступил в присутствии короля на римском стадионе. Танк продемонстрировал ряд трюков: он въехал на 1,1-метровую стену, затем проломил тараном другую стену (высотой 3,5 м), переехал траншею шириной 3 метра и повалил несколько деревьев. Однако это впечатляющее представление не вернуло ему интереса публики, и танк был забыт. Несколько лет он провёл в депо, пока не переехал по приказу полковника Э. Мальтезе в форт Тибуртино, рискуя загореться по дороге. В 1934 году он участвовал в параде Campo Dux, для которого его заново раскрасили и даже перевооружили: два передних пулемёта были заменены 37/40 орудиями. Позже он был установлен в Болонье в качестве памятника, но его дальнейшая судьба, как и судьба оставшегося в Ливии танка, неизвестна.

wp.wiki-wiki.ru