Смотреть фильм « Батальоны просят огня » онлайн. Батареи просят огня


Батальоны просят огня (4 части, 1985) смотреть онлайн бесплатно

7.40Один из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне с уникальным актерским составом и мощно поставленными батальными сценами. В основе сюжета лежит один из решающих этапов Великой Отечественной войны — форсирование советскими войсками Днепра в 1943 году. Два батальона брошены в гибельный прорыв на занятый немцами берег реки с целью отвлечь на себя силы противника и тем самым облегчить дивизии бросок на стратегически важный город Днепров.

Перебраться через Днепр должны два батальона, которым приказано привлечь к себе фашистские подразделения, а главным силам требуется разработать план прорыва в совершенном другом месте. Но перед наступлением дивизия осталась без боеприпасов: по вине руководства тыла эшелоны не были разгружены, и немцы разбомбили их. Командование изменяет план наступления и оставляет батальоны без поддержки, обрекая их на верную гибель. Фильм снят к 40-летию победы в Великой Отечественной войне.

Год: 1985Страна: СССР Режиссер: Александр Боголюбов, Владимир ЧеботаревЖанры Фильма: драма, военныйВ ролях снимались: Александр Збруев Борислав Брондуков Вадим Спиридонов Олег Ефремов Александр Галибин Елена Попова Николай Караченцов Игорь Скляр Геннадий Фролов Владимир Кашпур

Занимательные факты о фильме:

  • В повести Бондарева лейтенант Ерошин имеет фамилию Прошин
  • В фильме командир орудия батареи Кондратьева Елютин — художник, который постоянно что-то рисует, тайно влюблен в медсестру Шуру, и перед смертью ей в этом признается. В книге Елютин — часовой мастер, который все время ремонтирует часы, и он является только наводчиком при орудии. А командир орудия — сержант Кравчук, которого в фильме нет, и именно он любит Шуру и признается ей в этом в аналогичной ситуации.
  • В фильме добавлен эпизод: раненого Елютина (Кравчука) переправляют на плоту через Днепр, перед отплытием рядовой Лузанчиков отдает солдатам на плоту папку с рисунками Елютина, во время переправы в плот ударяет немецкий снаряд — прямое попадание и ни Елютина, ни даже его рисунков, больше нет. Тем и ужасна война. В повести о дальнейшей судьбе Кравчука ничего не известно, а Елютин погибает возле орудия.
  • В первоначальном варианте повести, Ермаков был отдан под суд военного трибунала с вытекающими последствиями, но позже, Бондарев изменил окончание повести на более счастливый вариант. Именно окончательный вариант повести и лёг в основу фильма.
  • Известен тот факт, что большинство сцен сражения снимались вблизи села Малополовецкое, Фастовский район, Украина, где на берегах реки Собот строили целые съёмочные платформы.

voenhronika.ru

Батареи просят огня

В Улан-Удэ взорвалась ТЭЦ В столице Бурятии Улан-Удэ уже четвертый день чрезвычайная ситуация - в субботу утром на местной ТЭЦ-1 прогремел мощный взрыв. Обошлось без пострадавших, однако 6 котлов из 13 пришлось остановить. ТЭЦ снабжает теплом и электричеством два района города - Советский и Железнодорожный, в которых проживают более 100 тысяч человек. Сейчас в их квартирах нет горячей воды, температура в домах понизилась до 6 - 8 градусов. В городе возникли проблемы с электричеством - в часы пик на линию выходит только половина городских трамваев, резко ограничено уличное освещение. Местные власти обратились к жителям с просьбой экономить электроэнергию. Уже второй день улан-удинские ребятишки не ходят в школы и детские сады - правда, не столько из-за последствий аварии, сколько из-за сорокаградусных морозов. Как нам сообщили в республиканском комитете по делам ГО и ЧС, сейчас осталось ввести в строй два последних котла, на это может уйти несколько дней. Холода сильно замедляют восстановительные работы. Синоптики прогнозируют, что температура -40 - 43 градуса продержится в Бурятии до 8 февраля, поэтому когда жизнь в городе войдет в нормальный ритм - мэрия Улан-Удэ точно предсказывать не берется. Пока неизвестно, отчего взорвалась ТЭЦ. Рассматривают две версии: износ оборудования или теракт. Установлено, что вышли из строя так называемые «расширители продува котлов». Однако взрыв был слишком сильный - как утверждают специалисты, из-за простой технологической неисправности он не достиг бы такой мощности. В настоящий момент в Улан-Удэ работает правительственная комиссия по выяснению причин происшествия.

Из якутского поселка эвакуируют всех жителей В якутском поселке Депутатский без тепла и света остались 26 жилых домов и 33 административных и производственных здания. Как нам сообщил республиканский министр по делам ГО и ЧС Валерий Шомоев, в пятницу в здании электростанции при сварочных работах произошел пожар. Выгорели 11 дизель-генераторов. В результате поселок погрузился во тьму и холод. По предварительному заключению прокуратуры, причина пожара - несоблюдение техники безопасности. К понедельнику удалось завести резервную газотурбинную установку, протянуть 500 метров силового кабеля. Сейчас в дома подается свет, а вот восстановить тепло пока не удается. Сильные морозы - до 42 градусов - препятствуют проведению восстановительных работ. В Депутатском работает правительственная комиссия, специалисты МЧС ведут работы по эвакуации населения. В близлежащие поселки пострадавших доставляют автотранспортом, в Якутск, расстояние до которого 2400 километров, - на самолетах и вертолетах. Однако жители (всего 3693 человека) боятся оставить свое жилье без присмотра и не торопятся покидать поселок: в понедельник было эвакуировано 659 человек, из них 414 детей и 85 тяжелобольных из районной больницы. Отказавшихся от эвакуации обеспечивают «буржуйками» и запасом топлива. На улицах поселка раскинулись передвижные эвакогоспитали, в которых жителям оказывают медицинскую помощь, снабжают теплыми вещами. Спецрейсами на вертолетах в Депутатский доставлено 5,5 тонны продовольствия и медикаментов.

В Чите из-за морозов (-48) разъехались рельсы В воскресенье днем в Читинской области сошли с рельсов четыре вагона почтово-багажного поезда № 940. Авария случилась на перегоне станций Лесная - Ингада Забайкальской железной дороги. Один из вагонов перевернулся, остальные завалились набок. Как сообщили в областном Управлении по делам ГО и ЧС, пострадали две проводницы. У девушек ранения средней тяжести. Рухнувший поезд разрушил почти 200 метров путей и попутно сбил три опоры ЛЭП. Виновником происшествия стали лопнувшие перемычки дороги. Железные рельсы попросту разъехались. Специалисты не исключают, что это случилось из-за сильных морозов - температура в Чите в тот день упала до минус 48 градусов.

В Самаре лопаются трубы В Самарской области в результате прорыва теплотрассы без тепла остались 17 тысяч человек. Как нам сообщил оперативный дежурный регионального центра по делам ГО и ЧС Самарской области, первая авария произошла в воскресенье в 12 часов дня. На ликвидацию прорыва в авральном порядке были брошены три ремонтные бригады. К вечеру аварию удалось ликвидировать. Однако во время подачи горячей воды старые трубы не выдержали и лопнули уже в другом месте. В результате практически весь поселок Мехзавода Красноглинского района остался более чем на сутки без тепла и горячей воды. Температура на улице ночью опускалась до минус 25 градусов. За ночь панельные дома, не рассчитанные на такой перепад температуры, вымерзли. Детские сады и школы закрыты. Причиной аварии стала коррозия труб - капитального ремонта теплотрассы на этом участке не было уже более десяти лет.

www.kp.ru

Фильм Батальоны просят огня смотреть онлайн все серии подряд в хорошем качестве

ivi 8,6 КиноПоиск8,3 IMDb8,1 Ваша оценка: Режиссеры Александр Боголюбов, Владимир Чеботарев Актеры Вадим Андреев, Александр Збруев, Борислав Брондуков, Вадим Спиридонов, Олег Ефремов, еще

Захватывающий военный фильм, посвященный одному из самых героических событий российской истории - Великой Отечественной Войне. «Батальоны просят огня» – один из лучших военных фильмов советского времени. Холодная осень 1943 года. Непрекращающаяся битва за Днепр. Противоположная сторона реки давно и надежно занята немцами. Командование Красной Армии бросает на прорыв два батальона – это тактический маневр, призванный отвлечь внимание противника. Маневр очень опасный и рискованный, но необходимый для победы всего сражения. Русских солдат должен поддерживать артиллерийский и авиационный огонь, без которого они почти беспомощны и обречены на верную смерть. Двум боевым батальонам дан приказ держаться до последнего и ни в коем случае не отступать, поэтому огневая поддержка является их единственной надеждой на спасение. Однако, неожиданно командование полностью меняет план наступления, и оба батальона оказываются брошенными на произвол судьбы. Наш кинотеатр предлагает зрителям посмотреть драматическую картину «Батальоны просят огня» онлайн.

Фильм Батальоны просят огня доступен на сайте. Приятного просмотра!

www.ivi.ru

Батальоны просят огня фильм 1985

Сюжет фильма:

Фильм «Батальоны просят огня» (1985)Телевизионная художественная эпопея «Батальоны просят огня» снята талантливыми кинорежиссерами Владимиром Чеботаревым и Александром Боголюбовым. Фильм снят по хорошо знакомой одноименной повести известного писателя Юрия Бондарева, и посвящен победе советского народа в Войне с фашисткой Германией, 40-летие которой отмечалось в то время.

Посвящен фильм одному из важнейших событий в годы войны – штурма днепровских оборонительных рубежей немцев, «Восточный вал» как называли его фашисты.

Суть фильма раскрывает эпизод, когда двум советским батальона, под командованием Бульбанюка и Максимова, поставлена боевая задача форсировать Днепр, захватить и удерживать плацдарм на противоположном берегу Днепра.

Задача была успешно выполнена. Батальоны захватили плацдарм и ждали прибытия основных сил дивизии. Но в последний момент, командование армии изменило планы и дивизии приказано перебазироваться севернее Киева, для штурма «Восточного вала» в другом месте, где складывалась более благоприятная обстановка для советских войск.

Вступившим к тому времени в бой батальонам, приказано держаться до последнего, отвлекая на себя большие силы противника.

В фильме с душераздирающей правдоподобностью показаны высокий героизм и мужество советских солдат, которые ценой своей жизни, отвлекая на себя фашистов, обеспечили успешное выполнение задачи армии и фронта в целом. «Восточный вал» был взят и Киев освобожден.

В немых сценах фильма, четко прослеживается недоуменный вопрос у всех героев сцен, что случилось, почему не взирая массу ракет выпущенных в воздух, как сигнал с просьбой поддержать батальоны огнем, дивизия молчит.

Непонимание обстановки, ее не ясность, вызывает брожение среди солдат. Не которые проявляют элементы растерянности. Тогда капитан Ермаков, командир погибшей артиллерийской батареи, отдает команду бойцу пройти по всем траншеям и довести до всех, что час тому назад дивизия перешла в наступление, скоро будет легче.

Эта святая неправда вселила надежду в души солдат, а с надеждой умирать легче, и солдаты выполнили свой долг до конца. Погиб практически весь личный состав 2 батальонов, прорваться к своим удалось только 17 солдатам и капитану Ермакову.

Фильм-эпопея, фильм-подвиг, ярко раскрывший самоотверженность советских солдат готовых пойти на любые жертвы, ради спасения своей Родины от ненавистных захватчиков и обеспечить светлое будущее новому поколению советских людей.

sovkinofilm.ru

Фильм «Батальоны просят огня»: актеры и особенности

Сегодня мы поговорим о фильме «Батальоны просят огня». Актеры и роли, которые в нём присутствуют, удивительны. Речь пойдёт о телевизионном сериале, который изготовлен по одноимённому произведению Юрия Бондарева. Фильм создан к сорокалетию Победы. Картина с незначительными отступлениями отражает содержание повести. Большинство сцен сражений снимались неподалеку от села Малополовецкое. Известно, что на берегах реки под названием Собот строились целые платформы для киноработ.

Аннотация

батальоны просят огня актерыОбсудим сюжет фильма «Батальоны просят огня». Актеры в нём снимались известные. В основе сюжета картины лежит этап в войне - форсирование Днепра. В ленте описаны события, происходящие южнее города Киева на Букринском плацдарме.

Два батальона 85-го стрелкового полка под началом Бульбанюка и Максимова готовятся форсировать Днепр. Их цель - создание плацдарма в районе Новомихайловки, южнее города Днепрова, для развития наступления дивизии. Именно так выглядит их задача.

Отдан приказ добиться укрепления на плацдарме, вступить бой, подать сигнал «просим огня», в результате чего дивизионная артиллерия должна ударить по противнику.

Для поддержки батальонов при переправе, а также завязывания боя выделены орудия и два расчёта артиллеристов под командованием Ерошина и Ермакова. Последний до ранения руководил батареей полковника Гуляева.

Основные участники

актеры фильма батальоны просят огняКапитан Ермаков (командир батареи) и полковник Гуляев – главные герои фильма «Батальоны просят огня». Актеры А. Збруев и О. Ефремов перенесли этих героев на экран. О них следует поговорить подробнее.

Александр Збруев родился в Москве. Отец - заместитель наркома связи Виктор Алексеевич Збруев. Татьяна Александровна Фёдорова – мать, родилась в дворянской семье. Олег Ефремов - советский российский актёр, педагог. Отмечен двумя Государственными премиями РФ и тремя СССР.

Другие герои

батальоны просят огня актеры и ролиКондратьев и полковник Иверзев хорошо запомнились зрителям фильма «Батальоны просят огня». Актеры Александр Галибин и Вадим Спиридонов воплотили эти образы. Далее речь пойдет о них. Александр Владимирович Галибин — актёр, режиссёр кино и театра, телеведущий. Родился в Ленинграде. Происходит из семьи плотника, работавшего на «Ленфильме» декоратором-постановщиком. Вадим Спиридонов — советский киноактёр, режиссёр. Заслуженный артист. Родился в Москве. Отец его работал инженером.

Жорка Витьковский и старший лейтенант Орлов также фигурируют в сюжете картины «Батальоны просят огня». Актеры Игорь Скляр и Николай Караченцов перевоплотились в этих персонажей. Об этих людях следует знать больше. Игорь Скляр является исполнителем песни «Комарово». В рамках фестиваля «Молодость Мосфильма» отмечен премией за актёрский дебют. Николай Караченцов состоит в Российской академии «Ника». Был членом КПСС.

Актеры фильма «Батальоны просят огня» Елена Попова и Владимир Кашпур сыграли медсестру Шуру и командира батальона майора Бульбанюка. О них мы также расскажем. Елена Попова – советская, российская актриса. Играла в Государственном академическом Большом драматическом театре Товстоногова. Народная артистка. Владимир Кашпур был участником Великой Отечественной войны. Состоял в КПСС. Появился на свет в селе Северка.

fb.ru

Батальоны просят огня (фильм) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Фильмы 1985 года

«Батальоны просят огня» — телевизионный сериал по одноимённой повести Юрия Бондарева. Фильм снят к 40-летию победы в Великой Отечественной войне.

Фильм полностью, лишь с незначительными отступлениями, отображает содержание повести, в отличие от предыдущей экранизации — второй серии киноэпопеи «Освобождение» («Прорыв») 1969 года, которая была снята по той же повести и частично повторяет сюжет.

Известен тот факт, что большинство сцен сражения снимались вблизи села Малополовецкое, Фастовский район, УССР (ныне Украина), где на берегах реки Собот строили целые съёмочные платформы.[1]

Сюжет

Основа сюжета фильма — важный этап Великой Отечественной войны, форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года, а именно события на Букринском плацдарме южнее г. Киева.

Два батальона 85-го стрелкового полка под командованием майора Бульбанюка и капитана Максимова должны форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Новомихайловка, южнее города Днепрова (вымышленное название) для последующего развития наступления дивизии — так была поставлена боевая задача. Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме, завязав бой, подать сигнал дивизии «просим огня», после чего вся дивизионная артиллерия должна была дать удар по противнику. Для поддержки батальонов в момент переправы и завязывания боя были выделены два орудия из артполка и два расчёта артиллеристов с ними, под командованием лейтенанта Ерошина и капитана Ермакова, который до ранения командовал батареей стрелкового полка полковника Гуляева.

Таков был план. Однако вскоре командование меняет план наступления, приказав данной дивизии сняться с занимаемых позиций, переместиться севернее Днепрова и, соединившись с другой дивизией, которая понесла большие потери в недавних боях, атаковать город с севера. Уже вступившим в бой батальонам приказано не отступать - теперь их действия должны носить отвлекающий характер. Командир дивизии полковник Иверзев в срочном порядке отзывает все полки, в том числе и артиллерию, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Для поддержки батальонов на правом берегу остаются лишь два орудия той самой батареи, которой ранее командовал Ермаков, а после его ранения командиром стал старший лейтенант Кондратьев. Приказ этой батерее поддержать батальоны приходит поздно, когда оба батальона оказываются в окружении. За это время они уже несколько раз подавали сигнал с просьбой огня, но огня не было.

С первых же минут боя прерывается связь с батальонами. Поэтому у Кондратьева даже нет точных сведений о местоположении батальонов для того, чтобы открыть огонь. Вся батарея терпеливо ждёт приказа командира полка Гуляева, как только будут получены координаты от связистов. Тем временем батальоны окружены, немцы стягивают в район Новомихайловки всё больше и больше сил. Орудия, приданные батальонам, разбиты, лейтенант Ерошин гибнет, а капитан Ермаков с остатками артиллеристов приходит на КП батальона Бульбанюка, готовый командовать любым из подразделений пехоты. Командир батальона Бульбанюк тяжело ранен, начальник штаба Орлов и капитан Ермаков вдвоём берут на себя командование батальоном. Когда становится очевидно, что поддержки огнём не будет, и помощи ждать неоткуда, оба командира и раненый Бульбанюк понимают, что батальон обречён. Тогда Ермаков приказывает ординарцу полковника Гуляева Жорке пройти по всем траншеям и сказать солдатам, что час назад началось долгожданное наступление дивизии. Ермаков пошёл на эту ложь, чтобы сохранить в солдатах последнюю надежду, с надеждой легче умирать. Орлов с группой бойцов отходит на фланг обороны, чтобы попытаться отразить атаку немецких танков на позицию батальона, но танки всё же прорываются, Орлов и все, кто с ним был, погибают. И тогда Ермаков принимает решение с остатками людей (человек 20 от всего батальона) прорываться из окружения назад к Днепру. К этому моменту Бульбанюк, понимая, что его батальон погибнет, а его ранение смертельно, застрелился.

Тем временем командир батареи Кондратьев, устав ждать приказа, просит полковника Гуляева разрешить открыть огонь по старым координатам батальонов. Гуляев поначалу не разрешает, прекрасно отдавая себе отчёт, что в случае, если координаты изменились, огонь батареи может накрыть своих. Но в то же время и он, и Кондратьев понимают, что дальнейшее промедление может стоить жизни последним оставшимся в живых бойцам батальонов. Кондратьев готов взять на себя ответственность за ошибку и открыть огонь без приказа. В последний момент Гуляев всё-таки отдаёт этот приказ. Батарея стреляет по старым координатам и таким образом помогает батальону Максимова. От батальона Бульбанюка в результате остаются всего четверо солдат и капитан Ермаков, который всё-таки вывел этих последних выживших из окружения.

Сразу после возвращения в полк Ермаков является к полковнику Гуляеву, который уже не надеялся увидеть его живым, и требует доставить его к командиру дивизии Иверзеву. Приехав к комдиву, Ермаков в лицо ему говорит всё, что думает о нём, бросившем два батальона на смерть, называет его «сухарём», которого больше не может «считать человеком и офицером». За оскорбление старшего по званию Ермакова арестовали. Но под трибунал он не попал. После успешного взятия Днепрова полковник Иверзев, который в этом бою лично водил людей в атаку, был ранен и на себе испытал, что такое командовать батальоном, простил Ермакова и даже внёс его в список представленных к наградам, как и погибших Бульбанюка и Орлова. В конце фильма Ермаков возвращается из-под ареста и на переправе встречает свою любимую женщину — медсестру Шуру из батареи Кондратьева (сама батарея, открыв огонь в тот день для поддержки батальонов, обнаружила себя перед противником и была разгромлена немецкими танками, а Кондратьев ранен и отправлен в госпиталь). Финальная сцена: Ермаков и Шура, молча, обнявшись, идут по мосту через Днепр.

В ролях

Съёмочная группа

Отличия от повести

  • В фильме командир орудия батареи Кондратьева Елютин — художник, который постоянно что-то рисует, тайно влюблен в медсестру Шуру, и перед смертью ей в этом признается. В книге Елютин — часовой мастер, который все время ремонтирует часы, и он является только наводчиком при орудии. А командир орудия — сержант Кравчук, которого в фильме нет, и именно он любит Шуру и признается ей в этом в аналогичной ситуации.
  • В фильме добавлен эпизод: раненого Елютина (Кравчука) переправляют на плоту через Днепр, перед отплытием рядовой Лузанчиков отдает солдатам на плоту папку с рисунками Елютина, во время переправы в плот ударяет немецкий снаряд — прямое попадание и ни Елютина, ни даже его рисунков, больше нет. Тем и ужасна война. В повести о дальнейшей судьбе Кравчука ничего не известно, а Елютин погибает возле орудия.
  • В первоначальном варианте повести, Ермаков был отдан под суд военного трибунала с вытекающими последствиями, но позже, Бондарев изменил окончание повести на более счастливый вариант. Именно окончательный вариант повести и лёг в основу фильма.

Напишите отзыв о статье "Батальоны просят огня (фильм)"

Примечания

  1. ↑ Super User. [www.malopolovetske.info/news/34-zirka-ekranu-abo-malopolovetske-v-svitli-sofitiv Зірка екрану, або Малополовецьке в світлі софітів]. Проверено 11 августа 2016.

Ссылки

  • [www.cinema.mosfilm.ru/Movie.aspx?id=1d64953c-e8d5-4103-94dd-4a49b52f48f8 «Батальоны просят огня»] бесплатный онлайн просмотр в «Золотой коллекции Мосфильма» на сайте «mosfilm.ru»

Отрывок, характеризующий Батальоны просят огня (фильм)

В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос. – Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер. – Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро. – Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах. – Какое понятие вы имеете о франк масонстве? – Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienit&eacute [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю… – Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии? – Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер. – Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания. – Да, да, – подтвердил Пьер. Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить: – Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты. – Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе. Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность , соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти. – В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения. «Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество , и щедрость , и добронравие , и любовь к человечеству , и в особенности повиновение , которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее. В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется. – Я готов на всё, – сказал Пьер. – Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой. Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья. – Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи. – Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет. – То, что на вас есть: часы, деньги, кольца… Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал: – В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний. – И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он. – Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер. – То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон. Пьер помолчал, отыскивая. «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество. – Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза. – Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас… Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]

wiki-org.ru

Аналитика: Батареи просят огня

Мода на электромобили гонит инвестиционную волну в сторону производства автомобильных аккумуляторов. Этот бизнес обещает стать очень прибыльным, хотя есть и значимые риски, связанные прежде всего с вероятностью появления новых прорывных технологий

Если у традиционных автомобилей ключевыми технологичными элементами конструкции являются двигатель и трансмиссия, то у электрокаров главная и самая дорогая часть – аккумулятор. И вокруг выпуска этой детали транспорта будущего разворачивается серьезная конкурентная борьба. Согласно свежему прогнозу международной аналитической компании Benchmark Mineral Intelligence, в ближайшие три года в мире будет построено как минимум два с половиной десятка новых заводов по производству аккумуляторов для электромобилей, а общий объем инвестиций в это направление к 2021 году достигнет 300 млрд долларов. Для сравнения: ежегодный мировой объем инвестиций в научно-исследовательские разработки автопрома оценивается на уровне «всего» 50 млрд долларов.

Китайцы рвутся в лидеры

Сегодня ключевыми игроками на мировом рынке производства батарей для электромобилей являются японские, корейские и китайские компании. Первая пятерка предприятий в этой области производит в общей сложности более 80% подобных аккумуляторов. В первую очередь это японская Panasonic, ставшая главным поставщиком для Tesla, а также корейские LG Chem и Samsung SDI, комплектующие продукцию Nissan, BMW, GM.

Но сильные позиции и у китайцев. Речь идет о таких компаниях, как BYD, которая имеет свое производство электромобилей и, соответственно, оснащает их собственными батареями, а также о Contemporary Amperex Technology Limited (CATL). Основанная в 2011 году, она всего за шесть лет смогла ворваться в группу ведущих глобальных производителей аккумуляторных батарей. Сегодня CATL комплектует французские модели Peugeot и Citroen, корейские Hyundai, продукцию многих китайских брендов, в числе которых Geely, BAIC, Foton, Yutong, SAIC и другие. И именно CATL объявила о наиболее амбициозных планах инвестиций в производство аккумуляторов. Компания обещает вложить в это направление 50 млрд долларов, желая стать мировым лидером по выпуску аккумуляторных батарей.

Впрочем, ближайшие соперники тоже не готовы уступать. Так, Panasonic также заявляет об инвестициях, которые к 2021 году достигнут 40 млрд долларов. Столь внушительные вливания связаны прежде всего с сотрудничеством японской компании с корпорацией Tesla, взявшей курс на строительство мощных заводов аккумуляторных батарей как в США, так и в других странах.

Свою лепту в общую копилку намерены внести и корейцы: компания LG Chem заявила, что в ближайшие три года инвестирует в развитие 34 млрд долларов, построив несколько новых крупных аккумуляторных заводов в Южной Корее и, возможно, в Европе. Другой корейский игрок – Samsung SDI – планирует вложить в свою производственную программу сумму куда более скромную, если таковой можно считать 9 млрд долларов.

В элиту производителей аккумуляторных батарей намерены пробиться и другие фирмы. Например, шведская Northvolt собирается в ближайшие пару лет построить несколько заводов в Северной Европе, вложив в них в общей сложности 32 млрд долларов. Решительно настроена и японская Automotive Energy Supply Corporation (AESC), которая представляет собой совместное предприятие компаний Nissan и NEC, планирующее инвестировать в течение ближайших трех лет в общей сложности 20 млрд долларов.

Им в затылок дышат опять же китайские компании. Так, Lishen декларирует инвестиции в развитие своих производственных мощностей в размере 20 млрд долларов. Столько же готов потратить и автомобильный бренд Great Wall. К другим заметным инвесторам в данном направлении относятся BYD (12 млрд) и Guangzhou Great Power Energy & Technology (GGPET, 10 млрд долларов).

Спрос не подведет

Насколько рискованны столь громадные вложения в аккумуляторное производство? С точки зрения ожидаемого спроса риски минимальны: многие эксперты убеждены, что спрос на батареи для электромобилей будет стремительно расти. К примеру, аналитическая компания Berenberg сообщает, что если по итогам 2016 года мировой спрос на аккумуляторы для машин составлял порядка 100 ГВт-ч, то к 2026 году он взлетит более чем в десять раз и превысит отметку 1100 ГВт-ч.

Об уверенности в экономической оправданности инвестиций в аккумуляторную отрасль свидетельствует и стремительный рост стоимости компаний, так или иначе связанных с этой индустрией. Например, акции японской Sumitomo Metal Mining, которая поставляет Panasonic катоды для аккумуляторов Tesla, только за прошлый год выросли почти на 40%. А акции японской Tanaka Chemical, также выпускающей компоненты для батарей, всего за несколько последних месяцев поднялись втрое. Повышается и стоимость предприятий, добывающих материалы для аккумуляторов. В частности, заметно подскочили в цене акции чилийской Sociedad Quimica y Minera de Chile, которая поставляет химикаты, литий и другие металлы, используемые в производстве литий-ионных батарей.

Спрос на аккумуляторы подстегивает стремительно растущее производство электромобилей. По итогам 2016 года среднее увеличение продаж электрокаров в мире составило 40%, по итогам же года ушедшего прирост составил уже около 50%. Конечно, в абсолютных величинах продажи «электричек» еще ничтожно малы, доля электрокаров сейчас составляет менее 1% от всего мирового авторынка. Но большинство аналитиков уверены, что в ближайшие годы распространение электромобилей будет стремительно увеличиваться, а через три десятка лет они полностью вытеснят с мирового рынка традиционные модели.

В частности, согласно оценкам аналитической компании Bank of America Merill Linch (BofAML), по предварительным итогам ушедшего года мировые продажи электромобилей выросли на 47% (с 492 тыс. в 2016-м до 724 тыс. в 2017-м). Таким образом, доля рынка электрокаров за последний год увеличилась с 0,5 до 0,8%. В текущем же году объемы продаж электромобилей уже перешагнут отметку 1 млн шт., а в следующем превысят 1,5 млн шт. (1,6% мирового рынка). В 2020 году будет продаваться уже 40 млн электрических машин (34% рынка), а в 2050-м общее число ежегодно продаваемых электромобилей достигнет впечатляющих 107 млн единиц, после чего на их долю придется уже 90% мирового автомобильного рынка.

Прорывные технологии

И все же угроза многомиллиардным инвестициям в производство аккумуляторов есть. Главные риски здесь связаны с вопросами технологий. Дело в том, что сейчас фаворитами гонки в аккумуляторном бизнесе считаются литий-ионные батареи, где переносчиком заряда является положительно заряженный ион лития. И хотя принципиального технологического прорыва в конструкции таких батарей не предвидится, они будут снижаться в цене за счет роста объемов выпуска и оптимизации производственных процессов. За последние пять лет стоимость 1кВт литий-ионной батареи уже упала более чем вдвое (с 400 долларов за 1 кВт в 2011 году до 186 долларов в 2016-м). И этот процесс продолжится. Так, аналитики BofAML предсказывают, что цена 1 кВт батареи в ближайшие 15 лет упадет вчетверо: со 167 долларов за кВт в начале текущего года до 120 долларов в 2020 году и 56 долларов в 2030-м.

Будут совершенствоваться литий-ионные батареи и конструктивно. Прежде всего из-за улучшения химических элементов, в результате чего в среднем пробег электромобиля, как прогнозируется, увеличится к 2030 году с нынешних чуть более 200 до 440 км.

Впрочем, не исключена и возможность того, что литий-ионные батареи вытеснит другая перспективная технология, которая перевернет сегодняшнее состояние электромобильной промышленности. Многие возлагают надежды на так называемые твердотельные аккумуляторы, где жидкие электролиты, используемые в литий-ионных аккумуляторах, заменены твердыми. Твердотельные аккумуляторы как минимум вдвое превосходят литий-ионные батареи по своим характеристикам, однако пока гораздо более дороги в производстве. Тем не менее несколько компаний заявляют, что намерены выпускать электрокары в будущем именно на этом типе батарей. К ним, в частности, относится известный британский производитель… пылесосов Dyson, планирующий стать крупным производителем еще и электромобилей.

Другое перспективное направление – батареи, в которых вместо графитовых анодов задействованы кремниевые нанопровода. Не менее многообещающим решением выглядит и разработка батарей с покрытыми серой пористыми углеродными нанопроводами с электролитическими добавками. Перспективными можно назвать и литий-воздушные аккумуляторы, где в качестве окислителя применяется кислород, а также батареи с анодами из олова. Все эти технологии могут кардинально изменить потребительские свойства аккумуляторов: например, литий-воздушные батареи гораздо легче и могут хранить в пять раз больше энергии, чем литий-ионные.

Конечно, пока производство перспективных типов батарей чрезвычайно дорого. Но все же нет сомнений, что оптимальная технология выпуска аккумуляторов для электрокаров будет найдена. А планы огромных инвестиций в эту отрасль говорят о том, что все мы в будущем наверняка станем ездить именно на электрических машинах. Хотя и не сразу – лет этак через 30.  

Алексей Грамматчиков, редактор журнала «Эксперт» Автор Алексей Грамматчиков, редактор журнала «Эксперт» Издание Автопанорама №2 2018

www.motorpage.ru